ДООП «Мир глазами детей»

ЧЕРНОУСОВА
ЛИДИЯ
ВИКТОРОВНА

Подписано цифровой подписью: ЧЕРНОУСОВА
ЛИДИЯ ВИКТОРОВНА
DN:
1.2.643.3.131.1.1=120C31393036303134383030343
8, 1.2.643.100.3=120B3134323834303239373533,
email=altay_uo@mail.ru, c=RU, st=Республика
Хакасия, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РАДУГА",
givenName=ЛИДИЯ ВИКТОРОВНА,
sn=ЧЕРНОУСОВА, cn=ЧЕРНОУСОВА ЛИДИЯ
ВИКТОРОВНА
Дата: 2021.10.20 09:28:15 +07'00'

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Направленность
 Актуальность
 Цель программы
 Задачи
 Прогнозируемые результаты
 Способы и формы проверки результатов
 Возраст учащихся
 Формы занятий
 Форма обучения
 Объем программы

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 Учебно-тематический план
 Содержание обучения

III.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
 Календарный учебный график
 Методическое обеспечение программы
 Условия реализации программы
 Формы аттестации
 Список литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир глазами детей» реализуется в
соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.
Программа составлена с учетом ряда нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. №16)
 Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
 Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Программа модифицированная, составлена на основе изучения педагогического
опыта педагогов дополнительного образования по изобразительному искусству,
личного опыта работы в данном направлении, дополнительной программы
«Путешествие в мир искусства» Москвина Н.А.
Актуальность. Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, на которых
основано сознание, а, следовательно, интеллект, и все то, что отличает человека. И
только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим
миром, формируется личность во всей ее полноте.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые
возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом
уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная
творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты - все это
воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно
наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память,
пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит
точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать,
воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Цель программы: развитие творческого воображения и фантазии средствами
изобразительного искусства, воспитание нравственной, духовно богатой личности.
Задачи:
 Познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного
искусства, изучение репродукций картин известных художников.
 Научить использовать технические навыки изобразительной деятельности для
самовыражения, творческого отображения действительности.
 Расширить кругозор, мировоззрение ребенка, развить любознательность и

умение выразить свое отношение к окружающему миру.
 Развить образное, аналитическое мышление, наблюдательность и эмоционально чувственную сферу личности детей.
 Развить глазомер, мелкую моторику рук.
 Воспитывать духовно богатую личность, умеющую восхищаться красотой и
многообразием родной природы.
Планируемые результаты
По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны знать:
• цвета спектра, основные цвета;
• жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
По окончании 1-го года обучения обучающиеся должны уметь:
• делать набросок предмета;
• выполнять работу в цвете, в графике;
• рисовать фон «по мокрому слою»;
• уметь располагать предметы симметрично;
• использовать кисти разного размера.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны знать:
• что такое «блик», «штриховка», «растушевка»;
• ахроматические и хроматические цвета;
• творчество И. Шишкина, А. Куинджи, Ю. Пименова.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся должны уметь:
• выбирать удачную композицию на листе;
• соотносить предметы по величине;
• делать эскиз;
• различать сельский, лирический, индустриальный пейзаж.
По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны знать:
• исторический жанр живописи:
• творчество И. Репина, В. Сурикова, В. Серова.
По окончании 3-го года обучения обучающиеся должны уметь:
• подбирать нужную цветовую гамму с помощью палитры;
• рисовать предметы с натуры, точно передавая их характерные особенности:
форму строение, цвет;
• регулировать силу нажима на карандаш;
• делать граттаж.
По окончании 4-го года обучения обучающиеся должны знать:
• выполнение картин в разных техниках;
• технику выполнения картин акварелью, гуашью;
• виды искусства, жанры живописи;
• правила линейной и воздушной перспективы
По окончании 4-го года обучения обучающиеся должны уметь:
• передавать образное решение работы с использованием
технических навыков;
• правильно отображать сюжет, соблюдая пропорции;
• использовать законы воздушной и линейной перспективы;
• конструктивное построение предметов на основе анализа формы.
Способы и формы проверки результатов

Используются основные виды контроля:
 текущий контроль - осуществляется в ходе учебных занятий по прохождению
тем, разделов, позволяет своевременно выявить пробелы и оказать помощь
обучающимся в усвоении программного материала;
 промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - проводится 2 раза в год
(январь, май).
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной
программы предполагает:
 наблюдение — при выполнении практических работ учащимися;
 устный опрос — при проверке терминологии и определении степени усвоения
теоретического материала на отдельных этапах усвоения образовательной
программы.
 выставки – осуществляется для определения уровня мастерства, культуры,
техники исполнения творческих продуктов, выявления творческих
способностей обучающихся. Это наиболее объективная форма контроля, так как
дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов
практической деятельности обучающихся. Такая форма работы позволяет
учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной
программы:
 выставки работ объединения;
 используя критерии оценки результативности по итогам промежуточной
аттестации оформляется протокол результатов промежуточной аттестации.
Возраст учащихся, которым адресована программа: 7-17 лет. В объединение
зачисляются все желающие по заявлению от родителей или лиц заменяющих их (через
навигатор дополнительного образования). Программа адресована для детей разной
категории независимо от степени предварительной подготовки, уровня формирования
интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей,
физического здоровья.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Формы проведения занятий: занятия включают в себя 2 направления:
 теоретическое
(рассказы, беседы, инструктажи, демонстрации изделий,
мультимедийные презентации, видеоролики);
 практическое (практические работы, отработки навыков работы)
Форма обучения: очная, согласно закону Российской Федерации «Об образовании»
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) при реализации программного
материала возможна дистанционная форма обучения в случае болезни обучающихся
или карантина. Через интернет ресурсы (электронная почта, Whats App, Vaiber)
обучающимся отправляются задания по темам в соответствии с рабочими
программами. Выполненные задания обучающиеся отправляют в форме фотографий
выполненных этапов или готовой практической работы.
Объем программы: Занятия в группах 1-го года обучения организуются 2 раза в
неделю по 2 часа. Общее количество часов в год - 144. Занятия в группах 2, 3, 4 годов
обучения проводятся 2 раза в неделю, по 3 часа. Общее количество часов - 216.
Продолжительность учебного занятия - 45 минут. Перемена между занятиями 10
минут.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени

прохождения материала, а также при необходимости допускается внесение изменений
в рабочую программу и проведения корректировки сложности заданий исходя из
опыта учащихся и степени усвоения ими учебного материала.
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
1.
2.
3.

Наименование разделов и тем
Вводное занятие.
Рисунок — основа изображения.
Зарисовка с натуры.
Зарисовка птиц и животных.

Всего
часов
2

Теор.

Прак.

2

-

24

6

18

14

4

10

16
22
6

6
4
2

10
18
4

4

2

2

20
10
8
16
2
144

4
2
2
4
38

16
8
6
12
2
106

Выставка
Устный опрос
Выставка
Выставка

Всего
часов
3

Теор.

Прак.

Форма контроля

3

-

4.
5.
6.
7.

Пейзаж - как жанр живописи.
Основные законы композиции.
Рисование геометрических фигур.
Знакомство с народным искусством
дымковской росписи.
8. Тематическое рисование.
9. Орнамент и его виды.
10. Портрет - как жанр живописи.
11. Натюрморт - как жанр живописи.
12. Подведение итогов.
Итого

Форма контроля
Наблюдение
Устный опрос,
наблюдение
Выставка
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос

Учебно-тематический план 2 года обучения
№

Наименование разделов и тем

1.
2.

Вводное занятие.
Тематическое рисование: «Твое
ощущение осени».
24
3. Рисование геометрических фигур.
9
4. Цветоведение. Жанр живописи –
пейзаж.
27
5. Зарисовки с натуры.
33
6. Гжельская роспись. Жостовская
роспись.
18
7. Зарисовка домашних диких
животных и птиц.
28
8. Построение фигуры человека.
20
9. Тематическое рисование. «Зимний
лес».
36
10. Орнамент.
15
11. Подведение итогов.
3
Итого
216
Учебно-тематический план 3 год обучения
№

Наименование разделов и тем

Всего

Выставка
6
2

18
7

6
6

21
27

4

14

4
6

24
14

2
3
42

34
12
3
174

Теор.

Прак.

Наблюдение
Устный опрос,
наблюдение
Выставка
Наблюдение
Устный опрос,
наблюдение
Наблюдение
Выставка
Выставка

Форма

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Вводное занятие.
Цветоведение.
Тематическое рисование: «Лето, ах
лето», «Золотая осень».
Материаловедение.
Исторический жанр живописи.
Техника рисунка.
Ознакомление с историей
возникновения регионального
компонента.
Композиция, ее основы.

часов
3
6

3
2

4

26

4

22

38
16
22

6
4
4

32
12
18

36

6

30

26

6

20

40

6

34

3
216

41

3
175

Всего
часов
3
6

Теор.

Прак.

3
1

5

21

4

17

18

4

14

21

3

18

42

6

36

27

6

21

39

5

34

36

6

30

3
216

38

3
178

Тематическое рисование: сюжетные
композиции.
Подведение итогов.
Итого

контроля
Устный опрос
Выставка
Устный опрос
Устный опрос
Наблюдение
Устный опрос
Устный опрос,
наблюдение
Выставка

Учебно-тематический план 4 года обучения
№

Наименование разделов и тем

1.
2.
3.

Вводное занятие.
Цветоведение.
Тематическое рисование: «Природа
- вдохновительница творчества
художника».
Батальный жанр живописи.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Рисунок в творчестве известных
художников.
Рисование с натуры.
Композиция. Закон воздушной
перспективы.
Жанры живописи.
Тематическое рисование:
«Таинственная земля предков».
Подведение итогов.
Итого

Форма контроля
Наблюдение
Выставка
Устный опрос,
наблюдение
Наблюдение
Выставка
Устный опрос,
наблюдение
Выставка
Выставка
Выставка

Содержание обучения.
Содержание программы 1 года обучения.
1. Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Техника безопасности: организация рабочего места, правила работы с
инструментами. Кроссворд.
2. Рисунок — основа изображения. Зарисовка с натуры – 24 ч.
Теория: Основы изображения.
Практика: Зарисовка веток, плодов, цветов и листьев березы и тополя, сосны, ели.

Комнатные растения: аналитическое изучение отдельных видов растений, разбор их
характерных деталей, индивидуальных особенностей.
Форма контроля: Наблюдение.
3. Зарисовка птиц и животных – 14 ч.
Теория: Основы изображения птиц и животных.
Практика: Зарисовка птиц, животных (эскиз-набросок), их внешний облик, характер
пластики, конструктивное строение тела, пропорции.
Форма контроля: Устный опрос, наблюдение.
4. Пейзаж — как жанр живописи – 16 ч.
Теория: Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, просмотр видео
о русских художниках - пейзажистах.
Практика: Выполнение набросков, завершение работ в цвете.
Форма контроля: Выставка.
5. Основные законы композиции – 22 ч.
Теория: Знакомство с основными законами композиции.
Практика: Разработка композиции в квадрате, полосе-прямоугольнике, овале, круге.
Построение линейных композиций, разработка схем многоплановых композиций.
Форма контроля: Устный опрос.
6. Рисование геометрических фигур – 6 ч.
Теория: Знакомство с построением геометрических фигур.
Практика: Рисование с натуры геометрических фигур.
Форма контроля: Наблюдение.
7. Знакомство с народным искусством дымковской росписи – 4 ч.
Теория: Исторические сведения о возникновении дымковской росписи как вида
художественной деятельности декоративно-прикладного искусства.
Практика:
Прорисовка
элементов
росписи
(точки,
«дужки»,
линии).
Последовательность изображения «барышни», «уточки», и др.
Форма контроля: Устный опрос.
8. Тематическое рисование – 20 ч.
Теория: Беседа, рассматривание картин.
Практика: Изображение сюжетов из окружающей жизни.
Форма контроля: Выставка.
9. Орнамент и его виды – 10 ч.
Теория: Беседа об истории орнамента Хакасии: «Орнамент, ведущий в глубину веков».
Практика: Выполнение узоров на полоске бумаги, на квадрате. Виды орнамента:
геометрический, растительный т.д. Зарисовка национальных костюмов. Рисунок
эскиза, выполнение в цвете.
Форма контроля: Устный опрос.
10. Портрет - как жанр живописи – 8 ч.
Теория: Беседа о жанре живописи - портрете. Знакомство с творчеством Крамского,
Серова. Просмотр видео фильма.
Практика: Зарисовка гипсовых частей тела: «губы», «глаза», «ухо», «рука».
Форма контроля: Выставка.
11. Натюрморт - как жанр живописи – 16 ч.
Теория: Беседа о творчестве В. Кончаловского, Машкова. Рассматривание работ.
Практика: Зарисовки с натуры.
Форма контроля: Выставка.
12.
Подведение итогов - 2 ч.
Практика: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и
каждого обучающегося в отдельности. Планы на будущее.
Содержание программы 2 года обучения.

1. Вводное занятие – 3 ч.
Теория: Введение детей в основное содержание курса. Техника безопасности: правила
работы с инструментами. Организация рабочего места, изучение правил
предупреждения травм рук, глаз.
2. Тематическое рисование: «Твое ощущение осени» - 24 ч.
Теория: Беседа о произведениях изобразительного искусства И. Остроухова «Золотая
осень», Ф. Васильева «Болото в лесу», В, Поленова «Золотая осень». Просмотр
видеофильма «Русский пейзаж».
Практика: Выполнение эскизов на темы: «Дары осени», «Цветы в осеннем саду»,
«Осенний букет» и др. Отработка эскизов в цвете.
Форма контроля: Выставка.
3. Рисование геометрических фигур – 9 ч.
Теория: Беседа о рабочих инструментах художника: карандаш и его свойства, тушь и
ее свойства. Техника безопасности: обращение с пером.
Практика: Зарисовка геометрических фигур (куб, шар, конус т.д.)
Форма контроля: Наблюдение.
4. Цветоведение. Жанр живописи – пейзаж - 27 ч.
Теория: Сельский (камерный) пейзаж. Беседа о творчестве Коровина, Левитана.
Лирический пейзаж. Беседа о творчестве Шишкина, Бялыницкий - Бируля, Куинджи.
Индустриальный пейзаж. Беседа о творчестве Пименова.
Практика: Выполнение эскизов, перенос на формат А-4, отработка эскизов в цвете.
Форма контроля: Устный опрос, наблюдение.
5. Зарисовка с натуры – 33 ч.
Теория: Беседа о восприятии и передачи красоты при рисовании с натуры.
Практика: Зарисовка с натуры цветов, листьев, плодов, деревьев: разбор характерных
деталей, особенностей строения.
Форма контроля: Выставка.
6. Гжельская роспись. Жостовская роспись – 18 ч.
Теория: Отличительные особенности гжельской росписи. Жостовской росписи. Цвет в
гжельской росписи: от глубокого синего до легкого светлого. Цветовое решение
жостовских подносов: мягкость колорита, теплая гамма.
Практика: Рисунок: сеточка с точечным и штриховым заполнением, капелька,
волнистые линии, цветы и листья. Темы: «птица», «посуда», «петушок» и др.
Составление из цветовых пятен живописных композиций. Нарядная декоративность,
праздничное впечатление, отсутствие пестроты. Выбор формата: квадрат,
прямоугольник, треугольник.
Форма контроля: Наблюдение.
7. Зарисовка домашних диких животных и птиц – 28 ч.
Теория: Основы изображения.
Практика: Отражение их внешнего облика, пропорций строение тела.
Форма контроля: Устный опрос, наблюдение.
8. Построение фигуры человека – 20 ч.
Теория: Правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции и форму
человека.
Практика: Зарисовка и построение фигуры человека.
Форма контроля: Наблюдение.
9. Тематическое рисование: «Зимний лес» – 36 ч.
Теория: Рассматривание картин о зиме И.И. Шишкина, Коровина.
Практика: Выполнение эскизов, отработка эскиза в цвете на темы: «Зима», «Зимний
пейзаж», «Моя улица» и др.
Форма контроля: Выставка.

10. Орнамент – 15 ч.
Теория: «Рассказы старого мастера». О значении цвета в хакасском региональном
компоненте. Зооморфный орнамент в русском костюме.
Практика: Выполнение орнамента в русском костюме.
Форма контроля: Выставка.
11. Подведение итогов - 3 ч.
Практика: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и
каждого обучающегося в отдельности. Планы на будущее.
Содержание программы 3 года обучения.
1. Вводное занятие – 3 ч.
Теория: Техника безопасности: детский травматизм, как его предотвратить.
Организация рабочего места.
2.
Цветоведение – 6 ч.
Теория: Беседа о цветоведении. Насыщенность, светлота, смешивание красок для
получения нужного оттенка.
Практика: Рисование по сырому слою.
Форма контроля: Устный опрос.
3. Тематическое рисование: «Лето, ах лето!», «Золотая осень» - 26 ч.
Теория: Беседы на тему «Как я провел лето», на тему «Золотая сень».
Практика: Выполнение эскизов: «В деревне», «Поход по грибы и ягоды», «Лесные
дали», «Мой край родной», «Цветы в вазе», «Золотая осень», «Дары осени» и др.
Перенос эскиза на любой формат. Отработка эскиза в цвете.
Форма контроля: Выставка.
4. Материаловедение – 38 ч.
Теория: Техника выполнения граттажа.
Практика: Темы: «Зайчик», «Зимний пейзаж», «Дно морское», «Волшебные цветы»,
«Каляда» и др.
Форма контроля: Устный опрос.
5. Исторический жанр живописи – 16 ч.
Теория: Беседа об историческом жанре живописи. Знакомство с творчеством И. Репина,
В. Сурикова, В. Серова. Просмотр работ выдающихся художников.
Практика: Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете.
Форма контроля: Устный опрос.
6. Техника рисунка – 22 ч.
Теория: Изучение выразительных средств как основы художественного языка
изобразительного искусства. Отработка технических навыков для изображения
объема предмета (светотеневое решение).
Практика: Зарисовка с натуры и по представлению отдельных видов растений,
животных, птиц, насекомых: разбор их характерных деталей, пропорций. Рисунок
эскиза, прорисовка композиционных построений, стилизация растений, птиц,
животных. Зарисовка с натуры человека, гипсовых скульптур.
Форма контроля: Наблюдение.
7. Ознакомление с историей возникновения регионального компонента – 36 ч.
Теория: Общая характеристика промыслов хакасского народа, их неповторимость,
оригинальность художественной обработки изделий; народное поэтическое
представление о красоте цветов, не многоцветная гамма; белый, розовый,
фиолетовый.
Практика: Выполнение эскизов по мотивам хакасского платья, рубахи, сапог,
рукавиц, пого. Анализ работ.
Форма контроля: Устный опрос.

8. Композиция, ее основы – 26 ч.
Теория: Беседа о композиции.
Практика: Выбор композиции на листе, грамотное световое решение, цветовой
контраст, создание впечатления условной глубины и объемности; соотнесение
изображения размеров и пространства.
Форма контроля: Устный опрос, наблюдение.
9. Тематическое рисование: сюжетные композиции – 40 ч.
Теория: Просмотр картин.
Практика: Составление композиции на сюжетную тему: «Зимний лес», «В городе
моем - зима», «Проказы матушки зимы» и др. Импровизации на темы русских
сказок; творческие композиции на свободную тему. Анализ работ.
Форма контроля: Выставка.
10. Подведение итогов - 3 ч.
Практика: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и
каждого обучающегося в отдельности. Планы на будущее.
Содержание программы 4 года обучения.
1. Вводное занятие – 3 ч.
Теория: Техника безопасности: детский травматизм, как его предотвратить,
организация рабочего места, правила санитарии и гигиены.
2. Цветоведение – 6 ч.
Теория: Влияние цвета на человека.
Практика: Цветовое решение работ. Выбор определенной цветовой гаммы. Мягкий
теплый цветовой колорит. Холодная гамма оттенков.
Форма контроля: Наблюдение.
3. Тематическое рисование: «Природа - вдохновительница творчества
художника» - 21 ч.
Теория: Пейзажная живопись. Беседа о творчестве выдающихся художниковпейзажистов. Применение различных материалов в пейзажной живописи.
Практика: Рисование на темы: «Чудное мгновенье», «Осень золотая», «Грустная
осень», «Лес - точно терем расписной», «Пробуждение природы», «Заколдованный
лес», «Родные просторы» и др.
Форма контроля: Выставка.
4. Батальный жанр живописи – 18 ч.
Теория: Беседа о творчестве Верещагина, М. Грекова. Просмотр работ на военную
тематику.
Практика: Выполнение сюжетного рисования о Великой Отечественной войне. Выбор
формата, отработка эскизов в цвете. Организация и проведение выставки. Анализ
работ.
Форма контроля: Устный опрос, наблюдение.
5. Рисунок в творчестве известных художников – 21 ч.
Теория: Значение, композиционные задачи рисунка. Наброски Н.К. Рериха, К.А.
Коровина, П.П. Кончаловского. Этюд - произведение живописи вспомогательного
характера и ограниченного размера, выполненное с натуры. Этюды И.И. Шишкина,
И.И. Левитана, А.К. Саврасова.
Практика: Зарисовка композиций.
Форма контроля: Наблюдение.
6. Рисование с натуры – 42 ч.
Теория: Построение сложных форм.
Практика: Рисование натюрмортов с натуры.
Форма контроля: Выставка.

7. Композиция. Закон воздушной перспективы – 27 ч.
Теория: Объем. Цветовые, тональные отношения, поиск отношений неба, земли, воды,
ближнего фона, дальнего фона. Особенности колорита, освещение, нахождение новых
композиционных решений.
Практика: Выполнение эскизов. Прорисовка в цвете.
Форма контроля: Устный опрос, наблюдение.
8. Жанры живописи – 39 ч.
Теория: Беседа о жанрах живописи, о выдающихся художниках-живописцах - как
форма закрепления полученных знаний. Просмотр видеофильмов: «Детский портрет»,
«Русский пейзаж», «Натюрморт», «О русских художниках - пейзажистах».
Практика: Выполнение рисунков на темы, выполнение в цвете.
Форма контроля: Выставка.
9. Тематическое рисование: «Таинственная земля предков» - 36 ч.
Теория: Роль цвета в предметах декоративно-прикладного искусства. Основные
образы. Ромб - солнечный круг; крест - магический символ; петух - предвестник зари,
света; птица - тепло, свет, урожай; лебедь – олицетворение юной девушки; уточка трудолюбивая хозяйка; голуби - символ супружеской верности, залог счастливой
семьи.
Практика: Выполнение эскизов, дымковская игрушка, гжельская роспись, жостовский
поднос, хакасский костюм. Отработка эскизов в цвете - закрепление полученных
знаний, умений, навыков.
Форма контроля: Выставка.
10. Подведение итогов - 3 ч.
Практика: Подведение итогов за год. Выставка: «И кисти первый взмах...».
Коллективный объективный анализ работ.
Форма контроля: Выставка.
III.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Количество часов в год
Режим работы объединения
Продолжительность занятия
Количество занятий в неделю

Художественная
Очная
15-20 человек
7 – 17 лет
01.09.2021
25.05.2022
36 недель
216 часов
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
45 минут
2 раза по 3 часа

Методическое обеспечение программы
Организация образовательного процесса
эффективном педагогическом взаимодействия

в изостудии заключается в
педагога и детей, создании

творческого пространства и благоприятной эмоционально-психологической
атмосферы в детском коллективе.
Особое внимание при организации процесса обучения уделяется мотивации
учебной деятельности. В процессе обучения, наряду с изучением индивидуальных
особенностей мотивации познавательной деятельности, у детей формируются
необходимые мотивы. Для этой цели применяются следующие методы обучения:
 словесные (рассказ, беседа, объяснение);
 наглядно-практические (наблюдение, иллюстрация, демонстрация, видео метод,
работа с литературой, упражнение, познавательные игры);
 методы контроля (опрос, тестирование, упражнение, рефлексия, самооценка,
анализ работ, дидактические игры);
 методы эвристического обучения (метод вживания, метод образного видения);
 метод символического видения, сравнения, наблюдения, метод ошибок);
 методы развития образного мышления: экскурсии (на природу, в музей);
 рисование с натуры и по памяти, рисование абстракций (музыки, настроения и
др.);
 креативные методы (метод придумывания, метод образной картины).
Принципы обучения
Педагогический процесс, отбор содержания обучения в учебных группах
осуществляется в соответствии с основными принципами обучения:
сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и
последовательности, связи теории с практикой.
Принцип систематичности и последовательности распределение материала с
опорой на ранее усвоенные знания требует, чтобы знания, умения и навыки
формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент
учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на
предыдущее, готовит к усвоению нового.
Принцип доступности соответствие материала возрастным особенностям,
дифференцированный подход, требует, чтобы обучение строилось на уровне
учебных возможностей детей, чтобы они не испытывали интеллектуальных,
физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их
физическом и психическом здоровье.
Принцип сознательности и активности активизация мыслительной
деятельности, творчество, коллективная и индивидуальная деятельность работает
только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи,
целостный процесс обучения достигает желаемого результата.
Принцип наглядности развитие восприятия, интереса, наблюдательности.
Наглядность обучения обеспечивается применением разнообразных иллюстраций,
плакатов, книг.
Основные формы занятий: Фронтальная – дает возможность работать со всем
коллективом детей на занятии.
 Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в
микрогруппах.
 Индивидуальная – очень результативная форма обучения, основанная на
дифференцированном подходе.
Алгоритм учебного занятия
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
1. Организационная часть
2. Определение и разъяснение цели занятия.

3. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием
предстоящей работы.
4. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
5. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
6. Обобщение и оценка выполненной работы.
Обобщение знаний, умений и навыков
1. Организационная часть.
2. Постановка проблем и выдача заданий.
3. Выполнение обучающимися заданий, упражнений и решение задач.
4. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
5. Подведение итогов.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в отдельном кабинете. В кабинете имеются 3 больших окна,
которые открываются для проветривания. Имеется естественное и искусственное
освещение. В помещении для занятий имеются ученические столы, стулья. В шкафу
хранится дидактический материал (схемы, дидактические карточки, памятки,
раздаточный материал и др.).
Материально - техническое обеспечение:
1. Техническое оснащение кабинета: лампы дневного света, мольберты;
2. Учебные принадлежности, кисти, краски, бумага.
3. Наглядные и дидактические пособия: образцы изображаемых объектов, муляжи,
картины художников и их репродукции, различные драпировки, кухонная утварь,
журналы, литература по изобразительному искусству.
Перечень дидактического материала:
1. Репродукции картин художников
2. Кухонная утварь: чашки, ложки, графины, чайник и т.д.
3. Муляжи: яблоки, груши, виноград, баклажан, банан и т.д.
4. Журналы; «Юный художник», «Деко», «Ручная работа»
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
 Среднее профессиональное образование;
 Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать
направленности ДОП;
 Дополнительное профессиональное образование – профессиональная
переподготовка;
 Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена
после трудоустройства).
Формы аттестации
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления
образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей на
отдельных этапах усвоения программы, а так же промежуточная аттестация за
учебный год – проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного
уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе:
выявление наиболее способных и талантливых детей.
Аттестация проводится в форме:

Выставка – осуществляется с целью определения уровня мастерства, техники
исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей детей.
Критерии оценки ЗУН.
1. Знание детьми основ цветоведения.
2. Владение инструментами.
3. Знание жанров живописи.
4. Передача величины предметов и их частей в пространстве.
5. Использование различной техники и разных способов при рисовании.
6. Творческая активность детей.
7. «Достижения детей»
8. Знание специальной терминологии.
Параметры оценки ЗУН:
Высокий уровень:
1. Ребенок владеет основами цветоведения;
2. Знает инструменты и принадлежности, правильно их использует;
3. Владеет основными способами изображения и способами построения
композиции на плоскости; Знает жанры живописи.
4. Знает специальную терминологию;
5. Самостоятельно подходит к решению творческих задач.
Средний уровень:
1. Ребенок владеет терминологией не в полном объеме;
2. Знает основы цветоведения композиционное расположение объектов,
но практически выполняет под руководством педагога.
3. Знает способы изображения и принадлежности, но допускает ошибки
при практическом применении.
Низкий уровень:
1. Ребенок владеет основами цветоведения и специальной терминологией на
уровне узнавания.
2. Часто допускает ошибки при практическом применении способов изображения.
3. Затрудняется самостоятельно выполнять композицию, требуется
постоянное руководство педагога.
Показатель «Творческая активность».
Низкий уровень:
Интерес к творчеству не проявляет, не испытывает радости от поручений, не проявляет
инициативу.
Средний уровень:
Социализация в коллективе. Испытывает потребность в получении новых знаний, в
открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет
поручения, задания.
Высокий уровень:
Вносит предложения по развитию деятельности обучения. Легко, быстро
увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью и гибкостью
мышления, богатым воображением, способностью к рождению новых идей.
Показатель «Достижения»
Низкий уровень:
Пассивное участие детей в делах объединения.
Средний уровень:

Активное участие в делах объединения, наличие результатов на уровне учреждения,
города.
Высокий уровень:
Значительные результаты на уровне учреждения, города, республики, России.

Список литературы
Список литературы для педагогов:
1. Джудит Мартин. Учимся смешивать цвета, Пер. с англ.М. Туриловой. – М.: ООО
«Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель»,2008.-64.:ил.
2. Левейлль П. Школа рисования. Методика построения, Минск, 2008.
3. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Изобразительное искусство, г.Обнинск,
Издательство «Титул», 2001.
4. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Изобразительное искусство, г.
Обнинск, Издательство «Титул», 2001
5. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Изобразительное искусство, г. Обнинск,
Издательство «Титул», 2001
6. Изобразительное искусство: декоративно - прикладное искусство в жизни
человека. 5 класс: Н. А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б, М. Йеменского. 8 - е
изд.-М.: Просвещение, 2009.-192с.: ил.
7. Бондарева И.М. Наглядно-дидактическое обеспечение учебного процесса//
Дополнительное образование, № 12,2009. - с 13 - 17.
8. Курочкина М.В. Мне учится интересно// Дополнительное образование, № 4, 2009. с 40 -43.
9. Рукавишникова Е.В. Использование психолого-педагогической диагностики для
оценки творческого развития детей// Дополнительное образование, № 2, 2006. - с
38.
Список литературы для детей и родителей:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., «Умные руки» Издательство «Учебная
литература» Самара, 2009
2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., «Уроки творчества» Издательство «Учебная
литература» М. 2009
3. Проснякова Т.Н «Творческая мастерская» » Издательство «Учебная литература»
М. 2008
4. Школа изобразительного искусства Издательство «Изобразительное искусство»
выпуск №1 М. 2009
5. Школа изобразительного искусства Издательство «Изобразительное искусство»
выпуск №2 М. 2009
6. Школа изобразительного искусства Издательство «Изобразительное искусство»
выпуск №3 М. 2009
7. Учебные пособия «Уроки рисования» М. 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».