1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир
танца» художественной направленности является модифицированной, разработана
на
основе
программы
Государственное
образовательное
учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества Курортного района
Санкт-Петербурга Автор: педагог дополнительного образования ДДТ Богодухова
Алла Александровн.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022 г.
№ 678-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте
России 18.12.2020 N 61573)
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. №16)
Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а
также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся
адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Содержание программы
разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что
позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.
Программа «Мир танца» помогает решать целый комплекс вопросов, связанный с
формированием творческих навыков, удовлетворением индивидуальных
потребностей
в
нравственном,
художественном,
интеллектуальном
совершенствовании детей, организации их свободного времени. В процессе
занятий обучающийся получает навыки владения своим телом, изучает основы
хореографии; знакомится с гимнастикой ритмикой и теорией современного танца;
получает возможность для самовыражения в актерской пластике; учится
преодолевать физические и технико-исполнительские трудности, чем
совершенствует своё мастерство и свой характер; познает способы
сосуществования в коллективе.
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических
особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач дополнительного
образования. Данная программа не предназначена для детей с ОВЗ.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к
возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики,
включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-
сценический и современный танец. В программе суммированы особенности
программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся
со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на
раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их
сценической культуры.
Педагогическая целесообразность программы состоит в целенаправленной
работе по расширению возможностей творческой реализации детей,
соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством
приобщения к миру хореографии: классический танец, историко-бытовой, народносценический, современный танец.
Данная
рабочая
программа
способствует
освоению обучающимися
универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках
данного направления деятельности.
Цель программы: планомерное раскрытие творческих способностей детей
через искусство танца.
Задачи:
Образовательные:
учить выполнять несложные комбинации из танцевальной лексики;
учить выполнению задания по инструкции педагога;
учить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении упражнений и
движений.
знакомить с танцевальной терминологией.
Воспитательные:
воспитывать качества целеустремленности, ответственности по отношению к
своему и чужому труду;
обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению
уважительных отношений между обучающимися.
Развивающие:
развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений.
развить представление об организации постановочной и концертной деятельности.
Цель 1 года обучения: ознакомление с основами хореографии через
музыкально - ритмическим упражнениями, которые состоят на прыжках, хлопках,
притопах, и бега в различных рисунках.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные:
учить выполнению заданий по инструкции педагога;
учить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении упражнений и
движений;
познакомить с танцевальной терминологией.
Воспитательные:
воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по
отношению к своему и чужому труду;
обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению
уважительных отношений между обучающимися.
Развивающие:
развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений;
развитие мышление, упражнений по актерскому мастерству.
Цель 2 года обучения: развитие хореографических навыков через
организацию постановочной и концертной деятельности.
Задачи 2 года обучения:
Образовательные:
учить правильно выполнять основные упражнения классического и народного
танца;
учить выполнять комбинации в различных танцевальных рисунках и направлениях;
учить самостоятельно выполнять концертные номера.
Воспитательные:
помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного
отношения к искусству;
способствовать формированию творческой личности.
Развивающие:
развивать воображение, активность, импровизацию посредством выполнения;
развивать мышечную силу, гибкость, ловкость и выносливость;
развить представление об организации постановочной и концертной деятельности.
Цель 3 года обучения: формирование навыков правильного и
выразительного движения в области классической и современной хореографии;
Задачи 3 года обучения:
Образовательные:
обучать основным позам классического танца (6 поз), арабескам (4), пор де бра;
обучить выполнению экзерсиса танца джаз-модерн у танцевального станка;
обучить выполнению хореографической композиции;
организовать постановочной работы и концертной деятельности (разучивание
танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях).
Воспитательные:
сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде.
Развивающие:
подразумевают постепенное физическое совершенствование и привитие
специальных навыков: координации, ловкости, силы, выносливости, гибкости,
правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника.
Планируемые результаты
К концу 1-го года обучения:
должны знать:
правила поведения на занятиях, основные направления в хореографии;
основные танцевальные позиции ног и рук, коррекция осанки;
понятия «Ровная спина», «Вытянутая стопа»;
понятия «Диагональ», «Линия», «Круг», «Колонна» техника выполнения
упражнений.
должны уметь:
исполнять не сложные комбинации из шагов, бега;
исполнять плавный переход из одного рисунка в другой;
исполнять основы детского танца.
К концу 2-го года обучения:
должны знать:
терминологию используемую на занятии по хореографии;
структуру и основные части урока;
последовательность изучаемых элементов урока;
основные понятия в хореографии, ритмические рисунки музыки;
основные упражнения классического и народного танца.
должны уметь:
выполнять основные упражнения классического и народного танца;
исполнять не сложные комбинации из шагов, бега, прыжков;
быстро ориентироваться в хореографическом зале, делать различные перестроения;
самостоятельно исполнять танцевальные номера.
К концу 2-го года обучения:
должны знать:
методику изучения танцевальных движений и упражнений;
способы соотношения данных элементов с музыкальным сопровождением;
организацию труда, рабочего места на уроке и сцене.
должны уметь:
самостоятельно исполнять основные элементы классического танца;
овладеть техникой эстрадного танца;
самостоятельно исполнения танцевального номера;
ориентироваться в пространстве без помощи педагога.
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
текущий контроль - осуществляется в ходе учебных занятий по
прохождению тем, разделов, позволяет своевременно выявить пробелы и
оказать помощь обучающимся в усвоении программного материала;
промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - проводится 2 раза в
год (декабрь, май).
Определяется степень усвоения учащимися учебного материала, уровень их
подготовленности, что помогает своевременно выявлять отстающих, а также
опережающих обучение. Промежуточная аттестация в конце учебного года
проводится с целью определения степени достижения результатов обучения,
закрепления знаний. Проводится в форме: творческого отчета, смотров,
концертной деятельности, участие в конкурсах разного уровня.
Возраст учащихся, которым адресована программа: 5-17 лет.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, согласно закону Российской Федерации «Об
образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). При
реализации программного материала возможна дистанционная форма обучения в
случае болезни обучающихся или карантина. Через интернет ресурсы (электронная
почта, Whats App, Vaiber) обучающимся отправляются задания по темам в
соответствии с рабочей программой.
Объем программы Программа рассчитана на 3 года обучения. 1 год обучения –
144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 занятия по 40
мин. 2 и 3 год обучения рассчитаны на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в
неделю - 3 занятия по 40 мин., либо 3 раза в неделю - 2 занятия по 40 мин. Перерыв
между занятиями 10 мин.
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематические 1 года обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
разделы
Вводный блок
Элементы партерной
гимнастики
Упражнения на развитие
отдельных групп мышц и
подвижности суставов
Ритмика
Музыкально-ритмические
игры
Танец
Подведение итогов
Всего часов:
Количество часов
Всего Теор. Практ.
2
2
26
3
23
24
4
20
24
4
20
28
4
24
38
2
144
4
21
34
2
123
Формы контроля
участие в конкурсах
разного уровня
участие в конкурсах
разного уровня
смотр
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
разделы
Вводный блок
Элементы партерной
гимнастики
Упражнения на развитие
отдельных групп мышц и
подвижности суставов
Танцевальные элементы
Количество часов
Всего Теор. Практ.
3
3
24
4
20
26
6
20
26
-
26
Ритмика
Ориентационнопронстранственные
упражнения.
Музыкально-ритмические
игры
Танец
28
36
6
6
22
30
32
-
34
38
4
34
Подведение итогов
Всего часов:
3
216
32
3
184
Формы контроля
участие в конкурсах
разного уровня
участие в конкурсах
разного уровня
концертная
деятельность
творческий отчет
Учебно-тематический план 3 года обучения.
№
разделы
Количество часов
Формы контроля
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Вводный блок
Классический танец
Экзерсис у станка
Экзерсис на середине зала
Народный танец
Русский танец
7. Подведение итогов
Всего часов:
Всего Теор.
3
3
3
3
45
46
56
3
Практ.
45
46
53
58
-
58
3
216
9
3
207
участие в конкурсах
разного уровня
участие в конкурсах
разного уровня
творческий отчет
Содержание обучения
1 год обучения
1. Вводный блок – 2 ч.
Теория: Знакомство с детьми и родителями. Ознакомление детей с особенностями
объединения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение
порядка на рабочем месте. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по
технике безопасности.
2. Элементы партерной гимнастики – 26 ч.
Теория: Техника безопасности при выполнении партерной гимнастики.
Практика: Упражнения, укрепляющие мышцы спины. Упражнения, развивающие
подъем стопы: вытягивание и сокращение стопы; круговые движения стопой.
Упражнения, развивающие гибкость позвоночника: «лодочка»; «складочка»;
«колечко». Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса «ступеньки»;
ножницы». Упражнения развивающие подвижность тазобедренного сустава:
«Неваляшка» «Passe» с разворотом колена. Упражнения развивающие
выворотность ног: «Звездочка» «Лягушка».
3. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов – 24 ч.
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика: Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в первоначальных
музыкальных раскладках. Упражнение для развития плечевого сустава и рук в
первоначальных музыкальных раскладках. Упражнения на развитие поясничного
пояса: наклоны корпуса в стороны; наклоны корпуса вперёд. Упражнения на
развитие силы мышц и подвижности суставов ног: полуприседания; отведение
ноги в сторону на носок.
4. Ритмика – 24 ч.
Теория: Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки,
легато – стаккато. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный
размер.
Практика: Отработка пройденного материала.
Формы контроля: участие в конкурсах разного уровня.
5. Музыкально-ритмические игры – 28 ч.
Теория: Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру,
темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкальновыразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и
поднимать уровень его общего культурного развития.
Практика: Упражнения, игры и метр. Сильные доли и такт. Упражнения, игры и
фразировка. Соотношение движений с музыкой. Упражнения, игры и темп.
Упражнения, игры и динамика. Упражнения, игры и характер музыкального
произведения.
Формы контроля: участие в конкурсах разного уровня.
6. Танец – 38 ч.
Теория: Основы музыкальной грамоты: характер, темп, темы, динамические
оттенки, особенности ритмов изучаемых танцев. Музыкальные размеры 2/4, 3/4,
4/4. Основы танцевальной грамоты: тренаж современной пластики.
Практика: Ориентационно – пространственные упражнения. Изучение
одноплановых рисунков и фигур: линейных – плоскостных (шеренга, колонна),
объёмных (круг, «цепочка»).
Изучение одноплановых рисунков и фигур:
линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная;
объёмных - круг; «цепочка». Изучение приёмов перестроения из одноплановых
рисунков и фигур в одноплановые: из линейных в линейные: из шеренги
горизонтальной в шеренгу.
Формы контроля: смотр.
7. Подведение итогов – 2 ч.
Практика: Подведение итогов достижений объединения и каждого в отдельности
за год.
2 год обучения
1. Вводный блок – 3 ч.
Теория: Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка
на рабочем месте. Инструктаж по технике безопасности.
2. Элементы партерной гимнастики – 24 ч.
Теория: Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису.
Практика: Упражнения, развивающие подъем стопы. Упражнения, укрепляющие
мышцы спины. Упражнения, развивающие гибкость позвоночника. Упражнения,
укрепляющие мышцы брюшного пресса. Упражнения, развивающие подвижность
тазобедренных суставов. Упражнения, развивающие выворотность ног.
Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага.
Повторение и закрепление материала 1 года обучения. Более сложные комбинации
движений. Четкое воспроизведение всех элементов в характере музыкального
сопровождения. Упражнения, укрепляющие мышцы спины: «Группировка»
«Карандаш» Упражнения, развивающие подъем стопы: Разворот стопы из VI
позиции в I позицию
3. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности
суставов – 26 ч.
Теория: Понятия мышцы, подвижность суставов.
Практика: Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по
сравнению с первый годом обучения) музыкальных раскладках. Упражнение для
развития плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках, разведение рук в
стороны. Упражнения на развитие поясничного пояса. Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности суставов ног.
4. Танцевальные элементы – 26 ч.
Практика: Танцевальные шаги и ходы. Реверанс для девочек и поклон для
мальчиков на 2/4. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
Упражнение для развития шеи и плечевого пояса в ускоренных (по сравнению с
первый годом обучения) музыкальных раскладках. Упражнение для развития
плечевого сустава и рук в ускоренных раскладках. Упражнения на развитие
поясничного пояса. Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов
ног.
Формы контроля: участие в конкурсах разного уровня.
5. Ритмика – 28 ч.
Теория: Строение музыкального произведения. Знакомство со строением
музыкального произведения. Понятия: вступление, части, музыкальная фраза.
Особенности танцевальных жанров: вальса, польки, галопа.
Практика: Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей,
фраз. Маршевая и танцевальная музыка.
6. Ориентационно – пространственные упражнения – 36 ч.
Теория: Понятия одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных —
плоскостных (шеренга, колонна), объемных (круг, «цепочка»).
Практика: Изучение приёмов переcтроения из одноплановых рисунков и фигур в
многоплановые: Изучение приёмов перестроения из многоплановых рисунков и
фигур в одноплановые – выполнение заданий раздела IV в обратном порядке.
Изучение приёмов построения из многоплановых рисунков и фигур в
многоплановые рисунки. Повторение различного вида шагов темы. Изучение
шагов на полупальцах с руками, находящимися во II позиции.
7. Музыкально-ритмические игры – 32 ч.
Практика: Упражнения, игры и метр. Сильные доли и такт: здесь используются
упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся
музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4). Упражнения, игры и фразировка.
Упражнения, игры и темп. Упражнения, игры и динамика. Упражнения, игры и
характер музыкального произведения.
Формы контроля: участие в конкурсах разного уровня.
8. Танец – 38 ч.
Теория: Музыкально-хореографическая, образная выразительность. Методика
исполнения основных движений.
Практика: Ориентационно – пространственные упражнения. Составление этюдов
на основе изученных танцевальных элементов. Сочинение с детьми танцевальных
этюдов. Работа над синхронностью исполнения, точность исполнения фигур,
лексики и перестроений в танце. Ориентирование на сценической площадке.
Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке
музыкально – хореографических навыков.
Формы контроля: концертная деятельность.
9. Подведение итогов – 3 ч.
Практика: Подведение итогов достижений объединения и каждого в отдельности
за год.
Формы контроля: творческий отчет.
3 год обучения
1. Вводный блок – 3 ч.
Теория: Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка
на рабочем месте. Инструктаж по технике безопасности.
2. Классический танец – 3 ч.
Теория: Понятие «классический танец». Специфика танцевального шага и бега.
Позиции и положения ног и рук.
3. Экзерсис у станка – 45 ч.
Практика: Постановка корпуса (в выворотных позициях). Позиции ног: I, III, II, V.
Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. После
освоения на середине зала и лицом к станку. Разучивание элементов классического
танца у станка.
4. Экзерсис на середине зала – 46 ч.
Практика: Повторение элементов темы Постановка корпуса (в выворотных
позициях). Повторение элементов темы Позиции ног: I, II, III, V изученные в
упражнениях у станка. Повторение элементов темы Позиции и положения рук:
подготовительное положение, I, III, II позиции. Разучивание элементов
классического танца на середине зала.
5. Народный танец – 56 ч.
Теория: Народный танец как вид хореографического искусства. Основы народного
танца.
Практика: Упражнение «гармошка». Каблучные упражнения. Характерные
особенности русского танца. Упражнения с ненапряженной стопой (флик-фляк).
«Веревочка» в сочетании с пристукиванием. Дробные выстукивания. Дробные
ходы.
Формы контроля: участие в конкурсах разного уровня.
6. Русский танец – 58 ч.
Практика: Основные позиции ног, рук, корпуса, головы. Позиции ног выворотные
(только для экзерсиса), свободные, прямые (параллельные), обратные (закрытые).
Три позиции рук и положения рук: подготовительное, на талии, под грудью, на
груди, на пояснице, на затылке. Платочек в русском танце. Положения рук в паре.
Положения корпуса и головы. Подготовка к началу движения. Поклоны.
Элементарные ходы и проходки. Основной шаг – с продвижением назад. Основной
шаг с притопом – с продвижением назад. Основной шаг с проскальзывающим
притопом. Шаг на ребро каблука с притопом–с продвижением вперед. Шаг на
ребро каблука с проскальзывающим ударом–с продвижением вперед.
Перекрещивающийся шаг с продвижением вперед.
Формы контроля: участие в конкурсах разного уровня.
7. Подведение итогов – 3 ч.
Практика: Подведение итогов достижений объединения и каждого в отдельности
за год.
Формы контроля: творческий отчет.
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Художественная
Форма освоения
Очная
Количество обучающихся
15-20 человек
Возраст обучающихся
5-16 лет
Начало учебного года
01.09.2022
Окончание учебного года
25.05.2023
Продолжительность учебного года
36 недель
Количество часов в год
Режим работы объединения
Продолжительность занятия
Количество занятий в неделю
144 часа (1 г. об.)
216 часа (2 и 3 г. об.)
В соответствии с расписанием на
текущий учебный год
Для учащихся до 7 лет – не более 30
мин, для учащихся после 7 лет по 40
мин.
2 раза по 2 часа (1 г. об.)
2 раза по 3 часа (2 и 3 г. об.)
Методическое обеспечение.
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к
сложному).
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность
содержания программы к современным условиям деятельности детского
объединения).
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение
занятий).
- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная
деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности
воспитанников. Достижение успеха в том или ином виде деятельности
способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление
ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию
своего «Я».
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение задач:
− метод показа движений;
− словесный метод (беседа, лекция, диалог обучающихся с преподавателем);
− наглядный метод (показ видеоматериала, иллюстраций);
− опытно-практический метод (разучивание, работа с упражнениями,
тренинги);
− объяснительно-иллюстративный метод (объяснение, рассказ, замечание,
анализ);
− метод повторения;
− репродуктивный метод;
− импровизационный метод;
− проектно-конструктивный метод;
− концентрический соревновательный метод;
− метод упрощения.
Методы показа и объяснения являются главными проводниками требований
преподавателя обучающимся. Их функции меняются на разных этапах обучения.
На конечном этапе обучения показ и объяснение занимают меньше времени по
сравнению с предыдущими этапами. Два важнейших метода – показ и объяснение
– связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и
развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по
овладению танцевальными навыками. При применении объяснительноиллюстративного метода, используются аудио и видеоматериалы для зрительного
восприятия преподаваемого учебного материала, помогающие увидеть
обучающимся конечный результат. Этот метод рекомендуется использовать на
начальном этапе обучения. На следующем этапе, происходит нацеливание на
творческий подход к изучению заданий, и это даёт возможность им найти свой
стиль. Методический показ не может обойтись без словесного метода.
Импровизационный метод помогает детям раскрепоститься, обрести внутреннюю
свободу и уверенность. Проектно-конструктивный метод формирует навыки
исследования, активирует их мыслительную деятельность, способствует
применению полученных знаний, умений, навыков на практике. Целостный метод
используется при обучении несложным движениям, когда обучающиеся могут
воспроизвести движение или небольшую танцевальную комбинацию полностью.
Метод упрощения, метод разучивания по частям при обучении сложного
движения. Чтобы активировать детей, применяют соревновательный метод с
установкой на лучшее исполнение.
Используются следующие технологии обучения:
личностно – ориентированная;
технология обучения в сотрудничестве;
технология игрового обучения (творческие задания);
здоровьесберегающая технология;
информационно – коммуникативная технология;
технология проектного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и
предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и
методического материала.
В личностно-ориентированном обучении позиция учащегося изменяется. Он
активно участвует в обучении – принимает учебную задачу, проявляет интерес к
предмету, анализирует способы решения предложенных задач, определяет
причины и степень ошибок, что становится хорошим «помощником» в развитии
мышления и воображения и помогает сделать обучение хореографией
сознательным, продуктивным и более результативным процессом.
Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том,
чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
самозащиты и самовоспитания
Технология обучения в сотрудничестве позволяет организовать обучение
детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях
хореографией и включает индивидуально-групповую и командно-игровую работу.
В первом случае учащиеся разбиваются на группы по 2-4 человека. Группам
дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные
танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения нового материала
каждым ребенком.
Разновидностью
индивидуально-групповой
работы
также
служит
индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при
выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, анализируют, указывают
на ошибки.
Учитывая психологию подростков, используется технология игрового
обучения, выстраиваются занятия в форме танцевальных и музыкальных игр. В
практической работе используется готовый, хорошо проработанный игровой
материал, который помогает учащимся ощутить себя в данной ситуации,
подготовиться к принятию решения в жизни. Для занятий подбираются игровые
танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают
хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий.
Здоровьесберегающие
технологии
обладают
мощным
здоровьесберегающим потенциалом и активно используются в процессе обучения
хореографии. Применяя данную технологию, ставятся следующие задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления
здоровья;
создание условий ощущения радости в процессе обучения;
формирование у обучающихся устойчивого понимания, что занятия
хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела;
мотивация на здоровый образ жизни.
Информационно-коммуникативная
технология в
обучении
хореографическому искусству используется, как традиционная форма передачи
информации от педагога к учащимся. Она основана на показе и демонстрации
движений. Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует
образовательный процесс, видоизменяет традиционную форму подачи
информации. Во время занятий осуществляется просмотр видеоматериалов,
различных мастер – классов, выступлений профессиональных коллективов и
воспитанников, что позволяет обсудить просмотренный видео материал в группах,
сформировать правильное представление о танце, технике исполнения, амплитуде
и динамики тех или иных движений при разучивании.
Также информационные технологии используются для обеспечения
материально-технического оснащения, которое необходимо для качественного
звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим
требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить музыкальные файлы,
фото- и видеоматериалы коллектива, производить монтаж, компоновку
музыкального произведения, менять темп и звук музыкального произведения,
осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку информации из сети
Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое
общение в Интернете.
Технология
проектного
обучения обеспечивает
высокую
личную
заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Творческие
задания и практико-ориентированные проектные работы могут выполняться как в
группах, так и индивидуально.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
класс хореографии оснащенный зеркалами музыкальный центр, мультимедийное
оборудование для изучения теоретического материала;
сценические костюмы;
игровой, танцевальный реквизит.
Обувь воспитанников легкая, облегающая ступню, не стесняющая свободу ее
движений. Форма для занятия удобная, не стесняющая движений и не скрывающая
от педагога работу мышц. Волосы аккуратно причесаны. Все на ребенке должно
быть опрятно и красиво. Руководитель требует, чтобы одежда была чистой, все это
помогает привить ребенку элементарные санитарные навыки, научить личной
гигиене.
Дистанционное обучение;
- https://youtu.be/8_fKFbVkUuk
-https://youtu.be/TavziOzwhVM
-https://youtu.be/QgjJfRqAE2U
-https://youtu.be/C5c6GYSXvPw
https://youtu.be/PbPRc6OfLQI
-https://youtu.be/xXIRtwdtdy4
-https://youtu.be/9KeW6o-0EXU
-https://youtu.be/779CRghzXlw
Информационное обеспечение:
- видеотека по хореографии;
- фонотека;
- картотека игр;
-тематические папки;
-дидактический материал (таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки,
памятки и др.).
Фонотека:
-Сборник «Джаз танец»;
-Сборник «Джаз-ремикс»;
-Сборник детских песен «Союз 76»;
-Сборник детских песен «Разноцветная семья»;
-Сборник Safri Duo; Сборник «Детская дискотека»;
-Сборник музыки народов мира;
-Сборник «Ритмика для малышей»;
-Сборник «Детские песенки».
Видеотека:
-Мастер-класс «Street-джаз»,«Slowly-джаз» А.Назаретян, Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Экспрессивная пластика», «Детский танец» Т.Брызгалова.
Екатеринбург 2005;
-Мастер-класс «Детский танец» Н.Слободчикова г.Красноярск;
-Мастер-класс «Джаз-Модерн» Н.Каспарова. Санкт-Петербург.2003 г.
-Видео областного конкурса на приз газеты «Труд»-2010 г;
-Видео-урок «Историко-бытовой танец» в хореографическом училище
Г.Новосибирск;
-Мастер-класс А.Уфимцева «Танец - игра для маленьких». Новосибирск2009 г;
-Мастер-класс А. Мишукова «Детский танец». Новосибирск-2008 г;
-Мастер-класс Е. Шевцов «Джаз-модерн». Москва -2009 г;
-Курс растяжек от Тарабановой
-Курс растяжек от Озерской;
-Курс растяжек от Масаевой;
Кадровое обеспечение:
- педагог-хореограф, костюмер, звукорежиссер
Требования к образованию ПДО:
Среднее профессиональное образование;
Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать
направленности ДОП;
Дополнительное
профессиональное
образование
–
профессиональная
переподготовка;
Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена
после трудоустройства).
Формы аттестации
Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно
отслеживается
динамика
индивидуального
хореографического
развития
обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие
для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к
определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают:
музыкально-ритмические способности, сценическая культура.
Отслеживание (проверка) результатов обучения осуществляется через
проведение промежуточной аттестации учащихся в середине учебного года и в
конце. В середине учебного года определяется степень усвоения учащимися
учебного материала, уровень их подготовленности, что помогает своевременно
выявлять отстающих, а также опережающих обучение. Промежуточная аттестация
в конце учебного года проводится с целью определения степени достижения
результатов обучения, закрепления знаний. Проводится в форме смотров и
концертной деятельности. Процедура оценки эффективности обучения на
соответствующем этапе предполагает соотнесение следующих параметров и
критериев:
Параметры и критерии оценивания
уровня хореографической подготовки
Параметры
Гимнастика
Критерии
Музыкально-ритмические
способности
Танец
Высокий уровень —
оптимальное развитие
осанка
выворотность
танцевальный шаг
подъем стопы
гибкость
прыжок
чувство ритма
координация движений:
нервная
мышечная
двигательная
музыкально-ритмическая координация
эмоциональная выразительность
создание сценического образа
Критерии оценки
Средний уровень — качество Низкий уровень —
или навык находится в
развитие качества или
качества или навыка
развитии
освоил весь объем
теоретических знаний по
основным разделам учебнотематического плана
имеет неполный объем
теоретических знаний по
основным разделам учебнотематического плана
осознано пользуется
специальной
терминологией в полном
соответствии с их
содержанием
в полном объеме освоил
практические умения и
навыки;
свободно, непринужденно
и пластично выполняет
танцевальные движения по
программе
сочетает специальную
терминологию с бытовой
не владеет специальной
терминологией
освоил практические умения недостаточно освоил
и навыки в неполном
практические умения и
объеме; движения не всегда навыки
пластичны и
скоординированы;
недостаточно ритмичен в
исполнении танцевальных
движений
имеет стойкий интерес к
не проявляет, как правило,
восприятию программного интереса к освоению
танцевального материала
танцевального материала
в творческих заданиях
самостоятельно и
выразительно исполняет
придуманные или
выбранные однотипные
движения
самостоятельно
эмоционально высказывает
свои суждения об
исполненном танцевальном
этюде (образе)
навыка находится в
начальной стадии
развития
недостаточно освоил
теоретические знания
по основным разделам
учебно-тематического
плана
творческое задание
выполняет на основе
образца, при оказании
словесной помощи
при оказании словесной
помощи может высказывать
свои эмоции о
просмотренном
танцевальном этюде
отсутствует интерес к
восприятию
танцевального
материала
проявляет себя
пассивно в творческих
заданиях
при оказании словесной
помощи ребенок не
всегда может выражать
свои впечатления об
исполненном
танцевальном этюде
Список литературы
1. Народно- сценический танец. Автор: Александрова Н.Н. Издано: Лань, Планета
музыки 2016 г.
2. Музыкальный анализ в работе педагога хореографа. Автор: Безуглая Г.А.
Издано: Лань, Планета музыки 2015 г.
3. Классический танец в системе дополнительного образования. Автор Карпенко
И.А. Издано: Эксмо 2018 г.
4.
Основы
хореографической
драматургии.
Автор:
Богданов
Г.Ф.
Издано: Лань, Планета музыки 2017 г.
5. Граматика танцевального искусства и хореографии. Автор: Цорн А.Я.
Издано: Лань, Планета музыки 2011 г.
6.
Заметки
Хореографа.
Автор:
Зайффер
Д.
Издано: Лань, Планета музыки 2011 г.
Интернет-ресурсы:
1.www. Secret- terpsihor. Com.ua Автор сайта: Киенко Ольга «Секреты терпсихоры»
2. Группа в соц.сетях «Однакласники» : Прекрасный Мир Танца- Мир Детской
хореографии Создана: 2015 г.
Литература для детей
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М.: Айрис-пресс, 1999- (Внимание дети).
2. Бочарникова Э.В. Страна волшебная - балет. - М.: Детская литература, 1974.
3. Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата, 1980.
4. Слуцкая СЛ. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.: Линкапресс, 2006