ДООП "Юный патриот"

I.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
патриот» туристско-краеведческой направленности является модифицированной,
разработана на основе авторской программы Фарафонова А.В. «Защитники Отечества»
МБОУ ДОД «ДДТ «Октябрьский» г. Новосибирска.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273 – ФЗ (с
последующими изменениями);
- Приказом МО и Н РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 31.04.2022 г. № 678-р.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной
поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Примерные требования к
программам дополнительного образования детей»;
Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодёжи МО и Н РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20162020 годы» (Постановление от 30.12.2015 г. № 1493)
- Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» № 32ФЗ от 13.03.1995 г. (ред. От 21.07.2005 г. № 98-ФЗ);
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ
(ред. от 11.11.2003 г. № 141-ФЗ);
- Уставом МБОУ ЦДО «Радуга»;
- Образовательной программой МБОУ ЦДО «Радуга».
Актуальность программы: необходимость создания объединения военнопатриотического направления возникла в связи с падением престижа профессии военного
в глазах молодёжи, уменьшением количества юношей, мотивированных к службе в армии
и годных по состоянию здоровья и уровню физической подготовки.
Новизна программы заключается в том, что в программу были добавлены
разделы «Соревнования и показательные выступления ГТО», «Основы туризма»,
«Ориентирование на местности».
Педагогическая целесообразность программы «Юный патриот» заключается в
том, что программа является одной из моделей патриотического воспитания учащихся
среднего и старшего школьного возраста; комплексный подход к организации занятий с
учащимися обеспечивает укрепление их психического и физического здоровья,
положительную социализацию подростка, профилактику его асоциального поведения;
полный срок реализации программы «Юный патриот» составляет 3 года и поэтому
педагогический эффект заключается в обеспечении прочности знаний, умений и навыков
учащихся, их психологической готовности к службе в вооружённых силах РФ,
соответствии требованиям, предъявляемым к будущему Защитнику Родины.
Занятия в патриотическом объединении имеют большой воспитывающий
потенциал, содействуют развитию и оздоровлению учащегося, повышают его
сопротивляемость заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем
организма.

Практические навыки, приобретённые на занятиях, в дальнейшем могут быть
использованы выпускниками, проходящими службу в Российской армии, различных
специальных ведомств и служб.
Особенности программы:
- тесное сотрудничество с военными комиссариатами республики;
- образовательный процесс по всем темам и разделам ведётся одним педагогом.
Имея представление о физических, психологических и интеллектуальных способностях
каждого учащегося, педагог корректирует нагрузку учащегося в целях содействия
наиболее полному развитию его личности.
Оптимальной формой организации работы в объединении являются
систематические учебно-тренировочные занятия, которые проводятся в соответствии с
утверждённой программой.
Цель программы: содействие патриотическому воспитанию подростков
средствами военно-патриотического, гражданско-патриотического и спортивного
направления деятельности.
Цель 1-го года обучения: изучение теоретических основ и начальных
практических навыков в области военного дела, формирование у учащихся патриотизма и
любви к своей Родине.
Задачи 1-го года обучения:
Обучающие:
- знакомить с биографией героев войн – наших земляков;
- знакомить с основами медицинских знаний и военных знаний;
- знакомить с правилами поведения при стрельбе;
- учить оказывать первую медицинскую помощь;
- учить выполнять правильную последовательность действий при стрельбе;
- учить выполнять команды.
Развивающие:
- развивать у учащихся основные физические качества (силовые, скоростные,
выносливость, гибкость, ловкость), психические процессы личности;
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны;
Цель 2-го года обучения: освоение практических навыков военной подготовки
Задачи 2-го года обучения:
Обучающие:
- знакомить с историей возникновения государственных символов и наград России;
- знакомить со средствами индивидуальной защиты;
- знакомить с устройством автомата;
- учить осуществлять неполную сборку-разборку АК-74;
- учить пользоваться противогазом и ОЗК;
Развивающие:
- развивать умение аргументировать, доказывать, задавать уточняющие вопросы;
- развивать умение самостоятельно обрабатывать найденную информацию при
поисковой работе;
Воспитательные:
- формировать у учащихся чувство патриотизма, индивидуальную ответственность
за общее дело.
Цель 3-го года обучения: совершенствование практических навыков военной
подготовки через участие в военно-полевых сборах, в соревнованиях по различным видам
военной подготовки, сдачу норм ГТО.

Задачи 3-го года обучения:
Обучающие:
- знакомить с Уставами вооружённых сил, с уставными взаимоотношениями;
- знакомить с государственной атрибутикой и атрибутикой Юнармии;
- знакомить с назначением, боевыми свойствами боевых осколочных гранат;
- учить производить кучную стрельбу по мишени;
- учить отдавать воинское звание по знакам различия.
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества, взаимоотношения, основанные на
взаимовыручке, взаимоуважении.
Ожидаемый результат
Качественные показатели: повышение толерантности, снижение степени
идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов
Российской Федерации; снижение социальной напряжённости в обществе; проявление
мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества и др;
Количественные показатели: увеличение числа учащихся, регулярно
участвующих в работе патриотического объединения.
К концу 1-го года обучения:
Учащиеся должны знать:
- основы медицинских знаний;
- основные факты биографии героев войн наших земляков;
- правила поведения при стрельбе;
- команды, подаваемые на огневом рубеже;
- устройство прицельных приспособлений.
Учащиеся должны уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь;
- вести связную беседу с ветеранами войн;
- заряжать винтовку, правильно дышать и совмещать мушку при производстве
выстрелов, производить кучную стрельбу по мишени;
К концу 2-го года обучения:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения государственных символов и наград России;
- устройство автомата;
- средства индивидуальной защиты.
Учащиеся должны уметь:
- зрительно узнавать изображения государственных символов и наград России;
- аргументировать, доказывать, задавать уточняющие вопросы;
- правильно выполнять строевые упражнения;
- осуществлять неполную сборку-разборку АК-74;
- пользоваться противогазом и ОЗК.
К концу 3-го года обучения:
Учащиеся должны знать:
- Дни воинской славы;
- уставы вооруженных сил;
- отношений начальников и подчинённых, старших и младших;
- назначение, боевые свойства и общие устройства боевых осколочных гранат;
- Государственный гимн, герб, флаг;
- Гимн Хакасии, атрибутику Юнармии;
- общие обязанности Юнармейцев;
Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно обрабатывать найденную информацию при поисковой работе;
- отдавать воинскую честь на месте и в движении;
- определять воинское звание по знакам различия;
- соблюдать взаимовежливость и правила поведения;
- производить кучную стрельбу по мишени.
Личностные результаты будут охарактеризованы:
стремлением к здоровому образу жизни, негативным отношением к вредным
привычкам;
проявлением трудолюбия и самодисциплины; уважением к труду других людей;
организованностью, ответственностью за собственный и коллективный результат;
уверенностью в своих силах;
умением устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и со
взрослыми
Метапредметные результаты учащихся:
Регулятивные:
ставить цель и формировать способность к преодолению трудностей;
прогнозировать результат и уровень усвоения, через подведение итогов урока,
участие в конкурсах;
корректировать, вносить необходимые дополнения в индивидуальный процесс
обучения исходя из собственных возможностей
Познавательные:
выбирать наиболее эффективный способ решения задач по представлению образа
на сцене;
уметь адекватно, осознанно и произвольно излагать концепцию коллекции;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы
деятельности при постановке композиции на выбранную тему
Коммуникативные
уметь вести небольшой диалог по теме занятия в коллективе;
выполнять предлагаемые задания в паре и группе;
коллективно анализировать построенную композицию.
На 1-м году обучения учащиеся знакомятся с основами военной подготовки.
На 2-м году обучения больше внимания уделяется освоению практических навыков
военной подготовки.
На 3-м году обучения учащиеся совершенствуют практические навыки военной
подготовки, принимают участие в военно-полевых сборах, в соревнованиях по различным
видам военной подготовки, в сдаче норм ГТО.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения – 144 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Второй год обучения рассчитан на 216
часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Третий год обучения рассчитан на
216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
II. Содержание программы
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения

№

Тема

1
2
3

Основы знаний
Огневая подготовка
Строевая подготовка

Количество часов
всего теория
практика
5
5
43
9
34
40
5
35

4

ЗОМП

2

1

1

Форма
контроля

Сдача
нормативов

5
6

Общефизическая подготовка
38
5
33
Соревнования и показательные 14
4
10
Сдача
выступления. ГТО.
нормативов
7
Аттестационные занятия
2
2
Всего 144
29
115
Содержание обучения.
Основы знаний.
Теория: Знакомство с учащимися и решение организационных вопросов. Техника
безопасности. Введение в дисциплину.
Огневая подготовка.
Теория: Основы теории стрельбы. Приёмы и техника стрельбы.
Практика: Учебно-тренировочные занятия.
Строевая подготовка.
Теория: Повторение техники безопасности на занятиях.
Практика: Строевые приёмы и движения без оружия и с оружием: построение в
шеренгу, построение в две шеренги, в колонну по одному, по два, по три.
ЗОМП.
Теория: Устройство и эксплуатация противогаза и ОЗК.
Практика: Правила и приёмы одевания противогаза и ОЗК.
Общефизическая подготовка.
Теория: Повторение техники безопасности на занятиях. Особенности выполнения
физических упражнений.
Практика: Развитие скоростных качеств, выносливости, гибкости и ловкости.
Работа на разграничение и воспроизведение пространственных и силовых параметров
движения. Челночный бег, метание гранаты. Техника преодоления препятствий.
Соревнования и показательные выступления.
Теория: Повторение техники безопасности и правил участия в соревнованиях.
Практика: Подготовка и участие в течение года в соревнованиях. Подготовка и
участие в научно-практических конференциях различного уровня.
2 год обучения

№

Тема

1
2
3

Основы знаний
Огневая подготовка
Строевая подготовка

4
5
6

ЗОМП
Общефизическая подготовка
Соревнования и показательные
выступления. ГТО.
Основы туризма
Аттестационные занятия
Всего

7
8

Количество часов
всего теория
практика
16
16
54
4
50
46
4
42
12
40
36

4
2
1

8
38
35

6
6
216

2
3
36

4
3
180

Форма
контроля

Сдача
нормативов
Сдача
нормативов

Содержание обучения.
Основы знаний.
Теория: Ордена и медали – награды за воинскую службу.
Огневая подготовка.
Теория: Повторение техники безопасности при стрельбе.
Практика: Сборка, разборка АК-74. Снаряжение магазина. Сдача нормативов.
Строевая подготовка.

Теория: Повторение техники безопасности во время строевой подготовки. Правила
и приёмы выполнения строевых упражнений.
Практика: Движение строевым шагом. Повороты в движении. Выход из строя.
Подход к начальнику и отход от него.
ЗОМП.
Теория: Средства индивидуальной и коллективной защиты. Сигналы оповещения.
Практика: Правила поведения и действие людей в зонах заражения. Эвакуация
населения.
Общефизическая подготовка.
Теория: Повторение техники безопасности на занятиях. Особенности выполнения
физических упражнений.
Практика: Развитие скоростных и силовых качеств. Равновесие, ритм, быстрота и
точность реагирования. Ориентирование в пространстве на сигналы, согласование
движений.
Соревнования и показательные выступления ГТО.
Теория: Повторение техники безопасности и правил участия в соревнованиях.
Практика: Сдача нормативов.
Основы туризма.
Теория: Знакомство с основными понятиями туризма.
Практика: Установка палатки. Разжигание костра.
3 год обучения

№

Тема

1
2
3
4
2
3

Основы знаний
Выдающиеся полководцы
Уставы вооруженных сил
Сибиряки на защите Родины
Огневая подготовка
Строевая подготовка

всего
3
3
6
3
58
58

4
5

ЗОМП
Общефизическая подготовка

15
58

6
7

Ориентирование на местности
Аттестационные занятия

6
6
Всего 216

Количество часов
теория
практика
3
3
6
3
14
44
8
50
3
-

12
58

2
3
45

4
3
171

Форма
контроля

Опрос
Сдача
нормативов
Сдача
нормативов

Содержание обучения.
Основы знаний.
Теория: Государственный флаг РФ, герб, гимн.
Участие сибиряков в войнах. Сообщения учащихся о ветеранах ВОВ и
интернационалистических войн «Они учились в нашей школе», «Они жили в моём селе».
Огневая подготовка.
Теория: Общее устройство ручных и осколочных гранат. Приёмы и правила
метания гранат.
Практика: Метание гранат на дальность, с окопа в цель. Стрельба из АК-74 на
полигоне.
Строевая подготовка.
Теория: Повторение техники безопасности во время строевой подготовки. Правила
и приёмы выполнения строевых упражнений.

Практика: Отдание воинской чести на месте и в движение. Приёмы движения с
оружием и без оружия.
ЗОМП.
Теория: Сигналы оповещения ГОЧС. Правила поведения и действий при очаге
поражения.
Практика: Эвакуация населения.
Общефизическая подготовка.
Теория: Повторение техники безопасности на занятиях. Особенности выполнения
физических упражнений.
Практика: Развитие скоростных и силовых качеств, выносливости, гибкости и
ловкости. Работа на точность, равновесие, ритм, быстроту. Точность реагирования на
сигналы, ориентирование в пространстве.
Ориентирование на местности.
Теория: Знакомство с правилами ориентирования на местности.
Практика: Отработка норматива прохождения полосы препятствий на время.
III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации.
Методическое обеспечение программы
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной образовательной программы может осуществлять педагог,
имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий
достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области
военной подготовки.
Участники объединения сотрудничают с преподавателями истории, физкультуры, с
руководителями музея, с сельской библиотекой, с районным Советом ветеранов.
Формы организации занятий: занятие-практикум, лекция.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное
изложение, беседа, анализ схем). Включение терминологических средств математики;
наглядные (показ фото и видеоматериалов, иллюстраций, показ исполнение педагогом,
наблюдение, работа по образцу); учитывая, что школьники
лучше
усваивают
информацию визуально, применяется метод наглядной демонстрации образцов моделей
оригами или композиций; практические (складывание по технологическим схемам,
содержащим условные обозначения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на
занятиях: фронтальный, индивидуально-фронтальный, групповой, индивидуальный.
Средства, необходимые для реализации программы:
Учебно-методические: наглядные пособия.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование: учебный АК-74, пейнтбольное оборудование, противогазы.
Контроль:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года
(декабрь) и конце учебного года (май). Подведение итогов по результатам освоения
материала данной программы проводится в форме сдачи нормативов.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в спортзале, на стадионе.

Приложение № 1.

Нормативы ГТО
11-12 лет

№
Виды испытаний (тесты)
п/п

Возраст 11-12 лет
Мальчики

Девочки

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.
2.

3.

Бег на 60 м (сек.)

11,0

10,8

9,9

11,4

11,2

10,3

Бег на 1,5 км (мин., сек.)

8.35

7.55

7.10 8.55

8.35

8.00

или на 2 км (мин., сек.)

10.25 10.00 9.30 12.30 12.00 11.30

Подтягивание из виса на высокой
перекладине (кол-во раз)

3

7

или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине (кол-во раз)
или сгибание и разгибание рук упоре лежа на
12
полу (кол-во раз)

4.

4

14

20

9

11

17

7

8

14

Наклон вперед из положения стоя с прямыми
Касание пола пальцами рук
ногами на полу

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ
Прыжок в длину с разбега (см)

280

290

330

240

260

300

5.

или прыжок в длину с места толчком двумя
ногами (см)

150

160

175

140

145

165

6.

Метание мяча весом 150 г (м)

25

28

34

14

18

22

Бег на лыжах на 2 км (мин., сек.)

14.10 13.50 13.00 14.50 14.30 13.50

или на 3 км

Без учета времени

или кросс на 3 км по пересеченной
местности*

Без учета времени

Плавание 50 м (мин., сек.)

Без учета
времени

0.50

Без учета
времени

1.05

Стрельба из пневматической винтовки из
положения сидя или стоя с опорой локтей о
стол или стойку, дистанция — 5 м (очки)

10

15

20

10

15

20

или из электронного оружия из положения
сидя или стоя с опорой локтей о стол или
стойку, дистанция 5 м (очки)

13

20

25

13

20

25

Туристический поход с проверкой
туристических навыков

на дистанцию 5 км

7.

8.

9.

10.

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в
возрастной группе
Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо
выполнить для получения знака отличия

10

10

10

10

10

10

6

7

8

6

7

8

Комплекса**
* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны
испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

13-15 лет

№
Виды испытаний (тесты)
п/п

Возраст 13-15 лет
Мальчики

Девочки

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ)
1.
2.

3.

4.

Бег на 60 м (сек.)

10,0 9,7

Бег на 2 км (мин., сек.)

9.55 9.30 9.00

или на 3 км (мин., сек.)

Без учета времени —

Подтягивание из виса на высокой
перекладине (кол-во раз)

4

6

10

или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине (кол-во раз)

—

—

—

или сгибание и разгибание рук упоре лежа на
—
полу (кол-во раз)

—

Наклон вперед из положения стоя с прямыми
Пальцами
ногами на полу (достать пол)

8,7

10,9 10,6 9,6
12.10 11.40 11.00
—

—

9

11

18

—

7

9

15

Ладонями

Пальцами

Ладонями

ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТЫ) ПО ВЫБОРУ
5.

Прыжок в длину с разбега (см)

330

350

390

280

290

330

или прыжок в длину с места толчком двумя
ногами (см)

175

185

200

150

155

175

6.

Поднимание туловища из положения лежа на
30
спине (кол-во раз 1 мин.)

36

47

25

30

40

7.

Метание мяча весом 150 г (м)

30

35

40

18

21

26

Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)

18.45 17.45 16.30

22.30 21.30 19.30

или на 5 км (мин., сек.)

28.00 27.15 26.00

—

8.

9.

10.

—

—

или кросс на 3 км по пересеченной местности
Без учета времени
*
Плавание на 50 м (мин., сек.)

Без учета

0.43

Без учета

1.05

Стрельба из пневматической винтовки из
положения сидя или стоя с опорой локтей о
стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

15

20

25

15

20

25

или из электронного оружия из положения
сидя или стоя с опорой локтей о стол или
стойку, дистанция — 10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

11. Туристический поход с проверкой

на дистанцию 10 км

туристических навыков
12. Самозащита без оружия (очки)

15-20 21-25 26-30

Кол-во видов испытаний видов (тестов) в
возрастной группе

12

Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо
выполнить для получения знака отличия
6
Комплекса**

7

8

15-20 21-25 26-30

6

7

8

* Для бесснежных районов страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны
испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость.

16-17 лет

№ Девушки
п/п

Юноши

Виды

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
1.
2.

3.

4.

18

17,6 16,3 14,6 14,3 13,8 Бег на 100 м (сек.)

11,50 11,20 9,50 9,20 8,50 7,50 Бег на 2 км (мин., сек.)
—

—

—

15,10 14,40 13,10 или на 3 км (мин., сек.)
8

10

13

Подтягивание из виса на высокой перекладине
(число раз)

15

25

35

или рывок гири (число раз)

11

13

19

—

—

—

или подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине (число раз)

9

10

16

—

—

—

или сгибание и разгибание рук упоре лежа на
полу (число раз)

7

9

16

6

8

13

Наклон вперед из положения стоя с прямыми
ногами на гимнастической скамье (см)

ТЕСТЫ ПО ВЫБОРУ
5.
6.
7.

8.

310

320

360

360

380

440

Прыжок в длину с разбега (см)

160

170

185

200

210

230

или прыжок в длину с места толчком двумя
ногами (см)

20

30

40

30

40

50

Поднимание туловища из положения лежа на
спине (число раз за 1 мин.)

—

—

—

27

32

38

Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)

13

17

21

—

—

—

или весом 500 г (м)

19.15 18.45 17.30 —

—

—

Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)

—

—

25.40 25.00 23.40 или на 5 км (мин., сек.)

Без учета времени —
—

9.

—
—

Без учета

—

—

—

или кросс на 3 км по пересеченной местности *

Без учета времени или кросс на 5 км по пересеченной местности *

1.10 Без учета

0.41 Плавание на 50 м (мин., сек.)

15

20

25

15

20

25

Стрельба из пневматической винтовки из
положения сидя или стоя с опорой локтей о стол
или стойку, дистанция — 10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

или из электронного оружия из положения сидя
или стоя с опорой локтей о стол или стойку,
дистанция — 10 м (очки)

10.

Туристический поход с проверкой туристических
навыков

11. Дистанция: 10 км

12. 15-20 21-25 26-30 15-20 21-25 26-30 Самозащита без оружия (очки)
12

количество испытаний в возраст- ной группе
6

7

8

6

7

8

число необходимых испытаний для получения
знака отличия Комплекса **

* Для бесснежных районов
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны
виды испытаний на быстроту, силу, выносливость и гибкость.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».