ДООП Танцевальная карусель

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Направленность
 Актуальность
 Цель программы
 Задачи
 Прогнозируемые результаты
 Способы и формы проверки результатов
 Возраст учащихся, возрастные особенности
 Формы занятий
 Форма обучения
 Объем программы
II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 Учебно-тематический план
 Содержание обучения
III.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
 Календарный учебный график
 Рабочая программа (КТП)
 Методическое обеспечение программы
 Условия реализации программы
 Формы аттестации
 Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Тренаж современной пластики
Приложение 2. Протокол результатов промежуточной аттестации воспитанников детского
объединения

I.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальная
карусель» художественной направленности разработана на основе образовательной программы
по дисциплине «Характерный танец, предполагающий системный синтез элементов танцев
различных народностей на основе классического танца», утверждена Министерством
Образования Российской Федерации, рекомендовано для хореографических коллективов и
образовательных учреждений.
Программа разработана в соответствии с:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,
N 273-ФЗ;

Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022 г.
№ 678-р;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);

Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16)

Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;

Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание
уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к
общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение
общего эстетического, морального и физического развития.
Новизна программы заключается в том, что изменилось количество лет обучения,
внесены изменения в календарно-тематический план, разработана собственная система по
профилактике остеохондрозов и сколиозов на занятиях.
Цель: Формирование хореографической и музыкальной культуры, как неотъемлемой
части духовной культуры, гармоничной, всесторонне развитой личности.
Цель первого года обучения: Знакомство с основами хореографического искусства
через изучение основных правил, понятий, упражнений.
Задачи первого года обучения:
Образовательные:
 познакомить с основными понятиями и направлениями хореографии;
 учить выполнять основные танцевальные композиции;
 учить правильно выполнять упражнения
Воспитательные:
 воспитывать ответственность, трудолюбие в танцевальном искусстве;
Развивающие:
 развивать музыкальный слух;
 развивать у детей творческое воображение,
 коррекция осанки;
 укрепление различных групп мышц.
Цель второго года обучения: Развитие хореографических умений.
Задачи второго года обучения:

Образовательные:
 учить правильно выполнять основные упражнения классического и народного
танца (плие, релеве);
 учить выполнять комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических
рисунках и направлениях;
 учить самостоятельно выполнять концертные номера.
Воспитательные:
 формировать эстетический вкус, художественное воображение;
Развивающие:
 развивать и укреплять танцевальные способности;
 развивать пластичность, ритмичность;
 развивать художественно - образное мышление.
Цель третьего года обучения: Совершенствование хореографических умений.
Задачи третьего года обучения:
Образовательные:
 познакомить с понятиями «стиль музыки», «образность», «образ танца», «сюжет
танца», «внутренний монолог», основными терминами танца (эстрадный,
сценический, сюжетный);
 познакомить с основными законами танцевальной драматургии;
 учить технике эстрадного танца.
Воспитательные:
 воспитывать личность обучающегося средствами хореографического искусства;
Развивающие:
 развивать актерское мастерство;
 формировать профессиональные навыки в концертной деятельности.
В конце 1-го года обучения:
Должны знать:
- назначение хореографического зала, правила поведения в нем, основные направления в
хореографии;
- основные танцевальные позиции ног и рук, коррекция осанки;
- понятия «Линия», «Колонна», «Диагональ», «Круг», техника выполнения упражнений;
- понятия «Ровная спина», «Вытянутая стопа»;
- назначение разогрева, его последовательность, укрепление различных групп мышц;
- понятие «Музыкальное вступление»;
- понятие «Танцевальный образ».
Должны уметь:
- исполнять движения и комбинации несложных танцев; музыкальные размеры,
- ориентироваться в хореографическом зале, делать простые перестроения;
- ритмично двигаться, передавать хлопками и притопами ритмический рисунок;
- исполнять небольшие танцевальные комбинации под руководством педагога;
- исполнять комплекс растяжки 1-го года обучения под руководством педагога;
- исполнять простые танцевальные комбинации;
- освоить постановку корпуса, позиции ног, рук классического танца.
В конце 2-го года обучения
должны знать:
- основные понятия в хореографии, ритмические рисунки музыки;
- основные упражнения классического и народного танца (плие, релеве).

должны уметь:
- исполнять не сложные комбинации из шагов, бега, прыжков в различных ритмических
рисунках и направлениях, сочетая их с движениями рук и головы;
- быстро ориентироваться в хореографическом зале, делать различные перестроения;
- овладеть основами детского танца;
- самостоятельно исполнять не менее 1 концертного номера.
В конце 3-го года обучения
должны знать:
- основные упражнения классического и народного танца – названия движений, правила
исполнения;
- понятие «стиль музыки», «образность»;
- понятие «образ» танца, «сюжет» танца, «внутренний монолог»;
- понятия об основных законах танцевальной драматургии;
- основные термины танца (эстрадный, сценический, сюжетный…).
должны уметь:
- самостоятельно исполнять основные элементы классического танца;
- овладеть техникой эстрадного танца;
- иметь навыки сценической деятельности;
- самостоятельно исполнять не менее 1 концертного номера.
Личностными результатами обучение по программе являются:
- развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоциональноценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального)
исполнения танцевальных образов;
- позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
У учащихся формируются умения:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
- решать творческие задачи;
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой
деятельности, в художественно-эстетической жизни.
Способы и формы проверки результатов:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в
форме:
 концертных выступлений как районного, так и республиканского значения.
Возраст обучающихся: 5-14 лет. У детей увеличиваются темпы роста, особенно у девочек,
которые по длине и массе тела обгоняют мальчиков. В это время происходит интенсивное
биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем,
костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).
Формы занятий: Аудиторные. Занятия проводятся по группам.
Форма обучения: очная.
Объём программы: Программа рассчитана на 3 года, 216 часов. Режим занятий: 3 раз в
неделю по 2 занятия. Продолжительность одного занятия для учащихся 5-7 лет – не более 30
мин. Для учащихся 8-14 лет по 40 мин.
II.

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

№

Кол
часов

Разделы
1.
2.

Теория

Практика

2
12

2
4

8

24

6

18

4.

Вводное занятие.
Азбука
музыкального
сопровождения,
азбука
танцевального движения. Развитие
музыкальности
Основы классического танца,
основы русского – народного
танца.
Танцы в современных ритмах.

20

2

18

5.
6.
7.
8.

Рисунок в танце.
Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Сценическая практика.

14
28
32
10

2
4
2
2

12
24
30
8

Итоговое занятие.

2
144

2
26

118

3.

9.

Итого

Фома
контроля

Концертное
выступление

Концертное
выступление

Учебный план 2 год обучения
№

Кол
часов

Разделы
1.
2.

Теория

Практика

2
20

2
6

14

36

12

24

4.
5.

Вводное занятие.
Азбука
музыкального
сопровождения,
азбука
танцевального движения. Развитие
музыкальности
Основы классического танца,
основы русского – народного
танца.
Танцы в современных ритмах.
Рисунок в танце.

30
24

6
6

24
18

6.
7.
8.

Постановочная работа.
Репетиционная работа.
Сценическая практика.

38
48
16

6
8
4

32
40
12

2
216

2
52

164

3.

9.

Итого

Итоговое занятие.

Учебный план 3 год обучения

Фома
контроля

Концертное
выступление

Концертное
выступление

№

Кол
часов

Разделы
1.
2.

Теория

Практика

2
18

2
4

14

16
30

2
8

14
22

5.
6.
7.

Вводное занятие.
Азбука
музыкального
сопровождения,
азбука
танцевального движения. Развитие
музыкальности
Тренаж современной пластики
Основы классического танца,
основы русского – народного
танца.
Танцы в современных ритмах.
Рисунок в танце.
Постановочная работа.

24
22
34

4
4
4

20
18
30

8.

Репетиционная работа.

46

6

40

9.

Сценическая практика.
Итоговое занятие.

22
2
216

4
2
40

18

3.
4.

10.
Итого

Фома
контроля

Концертное
выступление
Концертное
выступление

176

Содержание 1 года обучения.
1.
Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Погружение в образовательную программу, с народным, классическим и
эстрадным видом деятельности в хореографии, и художественным творчеством в целом. Виды
танцев разных народов мира. Правила техники безопасности и поведения в танцевальном зале.
Обсуждение репертуара.
2.
Азбука
музыкального
сопровождения,
азбука
танцевального
движения. Развитие музыкальности – 12ч.
Теория: Основы музыкальной грамоты: характер; темп; темы; динамические оттенки;
акценты; особенности ритмов изучаемых танцев; музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4. Основы
танцевальной грамоты: тренаж современной пластики
Практика: Отработка элементов техники музыкальной и танцевальной грамоты. Тренаж
современной пластики. Упражнения для различных групп мышц, общеразвивающие
упражнения, упражнения на координацию движений. Разогревающий тренаж (элементы
шейпинга, аэробики); по основным законам драматургии; по эстрадным принципам; по
возможностям каждого учащегося. Изучение элементарных хореографических терминов:
лексика, релеве, батман, пор – де – бра. Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений,
сопутствующий выработке музыкально – хореографических навыков.
3.
Основы классического танца, основы русского – народного танца – 24 ч.
Теория: Понятие классический танец, русский танец. Музыкальное сопровождение в
этих танцах. Познакомить детей с историей классического и русского танца, его
особенностями, формами. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер
исполнения.
Практика: Научить основам русского и классического танцев. Основные позиции рук и
ног - 1,2,3,4,5,6. Усвоение элементарных движений – притопы, моталочка. Ходы – с носка, на
полупальцах, припадание, переменный шаг. Учебно-тренировочная работа. Учебно-

тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке музыкально –
хореографических навыков.
4.
Танцы в современных ритмах – 20 ч.
Теория: Основные законы драматургии.
Практика: Упражнение на развитие артистичности, воображения, фантазии.
Танцевальные этюды с изображением героев из сказок. Учебно-тренировочная работа:
комплекс упражнений, сопутствующий выработке музыкально – хореографических навыков.
Фома контроля - Концертное выступление
5.
Рисунок в танце - 14 ч.
Теория: Понятие рисунок в танце, движение по линии танца, замкнутый круг, раскрытий
круг (полукруг), круг в круге, лицом в круг, лицом из круга, круг парами, круг противоходом.
Просмотр хореографического материала. Просмотр концертных выступлений старших
товарищей, специального материала, предыдущих выступлений.
Практика: Разучивание элементов танца («звездочка», «круг», «полукруг»). Постановка
танцевальных номеров. Научить перестраиваться из одного вида в другой. Рисунок танца
«Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план),
перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих). Понятие «Диагональ»:
перестроение из круга в диагональ, перестроение из маленьких кружков в диагональ
(самостоятельно указав ведущих). Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток». Рисунок
танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав
ведущего).
6.
Постановочная работа – 28ч.
Теория: Понятия: драматургия танца, сюжет.
Практика: Рождение образов. Постановка танцевальных номеров.
7.
Репетиционная работа - 32ч.
Теория: Культура поведения на сцене во время репетиций и концертных выступлений.
Практика: Отработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью
исполнения танцев. Точность исполнения фигур и перестроений в танце. Ориентирование на
сценической площадке. Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий
выработке музыкально – хореографических навыков.
8.
Сценическая практика - 10ч.
Теория: Правила поведения перед, вовремя и после концерта, выступления на сцене.
Практика: Выступления с подготовленными танцевальными номерами на различных
концертных площадках.
Фома контроля - Концертное выступление
9.
Аттестационное занятие - 2ч.
Теория: Обсуждение отчетного концерта. Подведение итогов достижений объединения и
каждого в отдельности за год.
Содержание 2 года обучения.
1.
Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Введение в планирование на новый учебный год. Правила техники безопасности
и поведения в танцевальном зале. Обсуждение репертуара.
2.
Азбука музыкального сопровождения, азбука танцевального движения.
Развитие музыкальности – 20 ч.
Теория: Основы музыкальной грамоты: характер; темп; темы; динамические оттенки;
акценты; особенности ритмов изучаемых танцев; музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4. Основы
танцевальной грамоты: тренаж современной пластики. Музыкальные жанры: песня, танец,

марш. Различие танцев по характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре,
характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление
ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.
Практика: Отработка элементов техники музыкальной и танцевальной грамоты. Тренаж
современной пластики. Упражнения для различных групп мышц, общеразвивающие
упражнения, упражнения на координацию движений. Разогревающий тренаж (элементы
шейпинга, аэробики); по основным законам драматургии; по эстрадным принципам; по
возможностям каждого учащегося. Изучение элементарных хореографических терминов:
лексика, релеве, батман, пор – де – бра. Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений,
сопутствующий выработке музыкально – хореографических навыков.
3.
Основы классического танца, основы русского – народного танца – 36 ч.
Теория: Понятие классический танец, русский танец – их виды и отличительные черты:
балет, хоровод, перепляс, кадриль. Музыкальное сопровождение в этих танцах.
Практика: Отработка основных позиций рук и ног. Отработка движений – притопы,
моталочка. Ходы – с носка, на полупальцах, припадание, переменный шаг. Учебнотренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке музыкально –
хореографических навыков.
Выполнение упражнений на середине (отработка положений и позиций рук и ног):

постановка корпуса (ноги в свободном положении); понятия рабочая нога и
опорная нога; позиции ног; постановка корпуса на полупальцы; чередование позиций; легкие
прыжки; позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я; перевод рук из позиции в позицию;

Изучение основ русского народного танца: Постановка корпуса; развитие
подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; работа рук в
русском танце; навыки работы с платочком; русский поклон; подскоки; тройные прыжочки;
бег с вытянутыми носочками; боковой галоп; шаг с вытянутыми носочками (хороводный);
хлопки; движение с выставлением ноги на носок; «ковырялочка» вперед и в сторону;пружинка
с поворотом;приставные шаги в сторону;
Ходы: простой, на полупальцах, боковой, приставной, боковой ход «припадание» по VI
позиции, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. Подготовка к «дробям»: притопы,
удары полупальцами, удары каблуком; Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру
и голенищу. Каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления;
присядка с выставлением ноги на пятки
4.
Танцы в современных ритмах – 30ч.
Теория: Понятие «импровизация». Законы драматургии.
Практика: Танцевальная импровизация (творческое задание). Упражнения на развитие
артистичности, воображения, фантазии. Импровизация на разнообразные музыкальные темы.
Танцевальные этюды с изображением героев из сказок. Учебно-тренировочная работа:
комплекс упражнений, сопутствующий выработке музыкально – хореографических навыков.
5.
Рисунок в танце - 24ч.
Теория: Понятие рисунок в танце, движение по линии танца, замкнутый круг, раскрытий
круг (полукруг), круг в круге, лицом в круг, лицом из круга, круг парами, круг противоходом.
Просмотр хореографического материала. Просмотр концертных выступлений старших
товарищей, специального материала, предыдущих выступлений.
Практика: Разучивание элементов танца («звездочка», «круг», «полукруг»). Постановка
танцевальных номеров.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на
задний, передний план), перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).

Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ, перестроение из маленьких
кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих).
Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток».
Рисунок танца «Змейка»: горизонтальная. Перестроение из «круга» в «змейку»
(самостоятельно, выбрав ведущего).
Фома контроля - Концертное выступление
6.
Постановочная работа – 38ч.
Теория: Понятия: композиция, художественное воплощение музыкального материала.
Практика: Рождение образов. Постановка танцевальных номеров.
7.
Репетиционная работа - 48ч.
Теория: Культура поведения на сцене во время репетиций и концертных выступлений.
Практика: Отработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью
исполнения танцев. Точность исполнения фигур и перестроений в танце. Ориентирование на
сценической площадке. Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий
выработке музыкально – хореографических навыков.
8.
Сценическая практика - 16ч.
Теория: Правила поведения перед, вовремя и после концерта, выступления на сцене.
Практика: Выступления с подготовленными танцевальными номерами на различных
концертных площадках.
Фома контроля - Концертное выступление
9.
Аттестационное занятие - 2ч.
Теория: Обсуждение отчетного концерта. Подведение итогов достижений объединения и
каждого в отдельности за год.
Содержание 3 года обучения.
1.
Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Введение в планирование на новый учебный год. Правила техники безопасности
и поведения в танцевальном зале. Обсуждение репертуара.
Продолжение формирования у детей исполнительских и творческих
способностей с помощью изучения танцев.
2.
Азбука
музыкального
сопровождения,
азбука
танцевального
движения. Развитие музыкальности – 18ч.
Теория: Повторение знаний за предыдущие года музыкальной грамоты: характер; темп;
темы; динамические оттенки; акценты; особенности ритмов изучаемых танцев; музыкальный
размер 2/4, ¾, 4/4. Повторение знаний за предыдущие года танцевальной грамоты. Определение
характера танцевальной музыки, особенности ритмов изучаемых танцев, вида изучаемых
танцев, темп, характер. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по
характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкальновыразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать
уровень его общего культурного развития.
Практика: Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и
музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра
«Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю)
становятся громче и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает.
Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты
и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между
собой.

Отработка элементов техники музыкальной и танцевальной грамоты. Тренаж
современной пластики. Упражнения для различных групп мышц, общеразвивающие
упражнения, на координацию движений, на исправление осанки и профилактики сколиозов.
Начало и окончание танцевальных движений вместе с музыкой, определение характера
танцевальной музыки передача ее характера в движениях. Музыкальные игры (учимся
правильно воспринимать музыку).
Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке
музыкально – хореографических навыков.
3.
Тренаж современной пластики - 16ч.
Теория: Закрепление знаний по основным законам драматургии; по принципам
постановки;
Практика: Разогревающий тренаж (элементы шейпинга, аэробики, ритмики,
классические упражнения), упражнения для различных групп мышц, общеразвивающие
упражнения, упражнения на координацию движений, для профилактики сколиоза и
остеохондроза.
Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке
музыкально – хореографических навыков.
4.
Основы классического танца, основы русского – народного танца – 30ч.
Теория: Понятие классический танец, русский танец – их виды и отличительные черты:
балет, хоровод, перепляс, кадриль. Музыкальное сопровождение в этих танцах.
Практика: Отработка основных позиций рук и ног. Отработка движений – притопы,
моталочка. Ходы – с носка, на полупальцах, припадание, переменный шаг. Учебнотренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке музыкально –
хореографических навыков.
Выполнение упражнений на середине (отработка положений и позиций рук и ног):

постановка корпуса (ноги в свободном положении); понятия рабочая нога и
опорная нога; позиции ног; постановка корпуса на полупальцы; чередование позиций; легкие
прыжки; позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я; перевод рук из позиции в позицию;

Изучение основ русского народного танца: Постановка корпуса; развитие
подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка; работа рук в
русском танце; навыки работы с платочком; русский поклон; подскоки; тройные прыжочки; бег
с вытянутыми носочками; боковой галоп; шаг с вытянутыми носочками (хороводный); хлопки;
движение с выставлением ноги на носок; «ковырялочка» вперед и в сторону; пружинка с
поворотом; приставные шаги в сторону;
Ходы: простой, на полупальцах, боковой, приставной, боковой ход «припадание» по VI
позиции, беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. Подготовка к «дробям»: притопы,
удары полупальцами, удары каблуком; Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру
и голенищу. Каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления;
присядка с выставлением ноги на пятки.
5. Танцы в современных ритмах - 24ч.
Теория: Повторение законов драматургии, импровизации.
Практика: Танцевальная импровизация (творческое задание) за основу берутся
популярные мелодии, разнообразные музыкальные темы.
Упражнения на развитие артистичности, воображения, фантазии Учебно-тренировочная
работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке музыкально – хореографических
навыков.
6.

Рисунок в танце -22ч.

Теория: Понятие рисунок в танце, движение по линии танца, замкнутый круг, раскрытий
круг(полукруг), круг в круге, лицом в круг, лицом из круга, круг парами, круг противоходом.
Просмотр хореографического материала. Просмотр концертных выступлений старших
товарищей, специального материала, предыдущих выступлений.
Практика: Разучивание элементов танца («звездочка», «круг», «полукруг»). Постановка
танцевальных номеров.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
Рисунок танца «Колонна», «Линия»: перестроения из круга в колонну, в линию, (на
задний, передний план), перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
Понятие «Диагональ»: перестроение из круга в диагональ, перестроение из маленьких
кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих).
Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубок ниток».
6.
Постановочная работа – 34ч.
Теория: Понятия: композиция, художественное воплощение музыкального материала.
Практика: Рождение образов. Постановка танцевальных номеров.
Учебно-тренировочная работа: комплекс упражнений, сопутствующий выработке
музыкально – хореографических навыков.
Фома контроля - Концертное выступление
7.
Репетиционная работа - 46ч.
Теория: Культура поведения на сцене во время репетиций и концертных выступлений.
Практика: Отработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью
исполнения танцев. Точность исполнения фигур, танцевальной лексики и перестроений в танце.
Ориентирование на сценической площадке. Учебно-тренировочная работа: комплекс
упражнений, сопутствующий выработке музыкально – хореографических навыков.
Фома контроля - Концертное выступление
8.
Сценическая практика - 22ч.
Теория: Правила поведения перед, вовремя и после концерта, выступления на сцене.
Практика: Выступления с подготовленными танцевальными номерами на различных
концертных площадках.
9.
Аттестационное занятие - 2ч.
Теория: Обсуждение отчетного концерта. Подведение итогов достижений объединения и
каждого в отдельности за год.
III.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график

Образовательная деятельность
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Количество часов в год
Режим работы объединения

Художественная
Очная
12-15 человек
5-14 лет
01.09.
25.05.
1 г. об. – 34 недель
2 и 3 г. об. – 36 недель
1 г. об. – 144 ч.
2 и 3 г. об. – 216 часа
В соответствии с расписанием на текущий

Продолжительность занятия
Количество занятий в неделю
Аттестационные занятия
Работа на каникулах ведётся по расписанию.

учебный год
40 минут
1 г. об. – 34 недель, 2 раза по 2 часа.
2 и 3 г. об. – 36 недель
3 раза по 2 часа
Ноябрь-декабрь, апрель-май

Методическое обеспечение
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, пояснение);
 наглядный (показ мультимедийных и видео материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ педагогом);
 практический (отработка движений, репетиционные занятия);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 дистанционный (применение дистанционных технологий в программе создает
обучающимся условия для свободного доступа к информационным ресурсам,
образовательному информационному Интернет - пространству коллектива, где
размещается информация для обучающихся и их родителей, например, сайт учреждения,
группа в Viber, WhatsApp).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, обучающихся на
занятиях:
 фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;
 групповая – отработка движений по группам;
 индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий.
Для решения задач используются также следующие методы:
- метод эмоциональной драматургии;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения - приучение, требование,
упражнения, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Принципы программы:
- связи теории и практики;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- образности и ассоциативности.
На занятиях применяются различные педагогические технологии: традиционного
обучения, здоровье сберегающие. Также на занятиях активно используются следующие методы
и технологии: метод целостного освоения упражнений и движений (использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее; в эту базу входят
двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более
сложные движения); ступенчатый метод (практически каждое упражнение можно
приостановить для уточнения движения, улучшения выразительности движения; метод может
применяться при изучении сложных движений); игровой метод (используется при проведении
музыкально-ритмических дидактических игр, основан на элементах соперничества
обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение
определённого результата, повышает эмоциональность обучения).

Технология проектной деятельности: умение работать в коллективе, умение
анализировать результаты деятельности, умение определять особенности различных
танцевальных жанров, приобретение навыков импровизации на заданную музыку, умение
оценивать свои профессиональные достижения.
Условия реализации программы
Для полного и качественного развития личности, а также, реализации данной
программы - необходимо создать условия развития творчества.
Материально-техническое обеспечение: большой светлый класс, специально
оборудованный, с хорошей вентиляцией, комната для переодевания, магнитофон, или
музыкальный центр; реквизит.
Информационное обеспечение: аудиозаписи используемых композиций; видеозаписи
выступлений коллектива для обсуждения, работы над ошибками; Интернет-ресурсы: танец и
виды танцевального искусства - http://mydocx.ru/6-18246.html; азбука танцев в танцевальном
движении - http://ok.ru/video/65441765682104-2
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
 Среднее профессиональное образование;
 Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности ДОП;
 Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
 Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после
трудоустройства).
Формы аттестации
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре и в мае, с целью выявления
образовательного и творческого уровня детей.
Аттестация проводится в форме:

участие детей в концертах как районного, так и республиканского
значения.

Список литературы.
1. Богаткова Л. Танцы Под редакцией Н.А. Ветлугиной
2. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для ВУЗов
3. С.В. Петерина Воспитание культуры поведения у детей. Москва, «Просвещение»
4. Методические пособия по хореографии педагогов г. Абакан Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова" – 2006 г
5. Характерный танец др. наим. — народно-характерный, народно-сценический
(Character dance)- вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов
танцев различных народностей на основе классического танца. А. В. Ширяев, А. В. Лопухов, А.
И. Бочаров. Издательство: Лань, 2007 г., http://fidelio.com.ua/2013/11/xarakternyj-tanec/,
http://www.setbook.ru/books/193021.html
13. Танец и виды танцевального искусства http://mydocx.ru/6-18246.html
Список литературы для детей
1. Кристине Мельдаль. Поэтика и практика хореографии - Екатиренбург – Москва кабинетный
ученый 2015 г.
2. http://ok.ru/video/65441765682104-2 азбука танцев в танцевальном движении
3. Зайцев Г. Твои первые уроки здоровья. –М.: Компания Балтрус, 2000 г.
4. Учебное пособие Д. Зайфферт
Педагогика и психология танца – заметки хореографа.
Издательство «Планета музыки», 2015 г Санкт-Петербург, Москва, Краснодар.

Приложение № 1
Дополнение к программе.

Тренаж современной пластики
Наиболее трудное по координации движение рекомендуется по возможности исполнить отдельно,
а затем сочетать с другими элементами. Так, например, в движении 22 резкая волна корпусом
исполняется в сочетании с простыми шагами, а в движении 23 ту же волну в положении выпада
после прыжков и батманов выполнить значительно трудней.
При освоении трудных комбинаций целесообразно применять упрощенные, схематичные
варианты (см. движения 23 и 25) и переход от замедленного темпа к быстрому (движение 19).
3. Преемственность в освоении нового материала.
Совершенствование исполнительского мастерства и изучение нового материала должно
базироваться на предварительно сформированных двигательных навыках. Так, например, перед
изучением сложных поворотов у занимающихся необходимо сформировать правильную осанку,
навык равновесия, апломб и закрепить его в несложных поворотах на 90° и 180°. Приступая к
медленному вальсу, необходимо добиться автоматического исполнения широкого скользящего шага.
Изучение того или иного танца нужно начинать с отдельных элементов или основного движения, а
затем уже переходить на более сложные вариации.
При определенном уровне подготовки танцующих можно проводить предлагаемый тренаж
непрерывным методом, без предварительного разучивания движений. Перед уроком педагог или
один из наиболее подготовленных исполнителей должен выучить все движения и их
последовательность, определить примерное количество повторов каждого упражнения, подобрать
грампластинки или смонтировать магнитную пленку, по возможности непрерывного звучания. По
ходу урока педагог следит за тем, как воспроизводятся группой показанные элементы. Если
танцующие не точно исполняют, то или иное движение, не следует долго на нем останавливаться,
лучше вернуться к нему один или несколько раз на протяжении урока. Если же какое-то движение
вызывает значительные затруднения, нужно сделать паузу и разучить его без музыки, стараясь при
этом не снижать заданного темпа урока.
Ведение непрерывного тренажа можно начать с 10- 15 первых упражнений, на каждом занятии
разучивать по 3-4 следующих, а на очередном уроке включать их в тренаж.
Проведение тренажа непрерывным методом мобилизует внимание и двигательные возможности
занимающихся, что значительно повышает эффективность обучения, способствует быстрому
развитию координации.
№ 1. Пружинка
Это простейшее движение дается в самом начале урока для того, чтобы занимающиеся
почувствовали ритм, привыкли автоматически исполнять пружинное приседание, которое
повторяется в последующих движениях в сочетании с шагами, хлопками, различными движениями
рук.
На счет "раз" - согнуть локти и поднять предплечья вперед, кисти раскрыть ладонями кверху,
затем сделать круговое движение кистями в горизонтальной плоскости, проводя их на уровне талии
назад и в стороны, локти отвести в стороны (рис. 1).

Рис. 1
На счет "два" - мягко выпрямляя локти и не меняя положения кистей, поднять руки в
стороны, а затем над головой, кисти раскрыты ладонями кверху (рис. 2).

Рис. 2
На счет "три" - раскрыть руки в стороны, затем согнуть локти и сделать кистями круговое
движение вперед, проводя их на уровне талии.
На счет "четыре" - вывести предплечья вперед, локти приблизить к корпусу (ладони
раскрыты кверху), затем опустить руки перед бедрами.
№ 7. Каблучки (1/2 такта)
На счет "и" - приподнять носок правой ноги над полом, оставаясь на каблуке. Левую ногу
приподнять рядом с правой, колени вместе.
На счет "раз" - поворачиваясь на каблуке правой ноги по диагонали вправо, опуститься

на обе ступни в шестую позицию, слегка сгибая колени.
На счет "и" - приподнять над полом правую ногу и носок левой ноги, колени вместе. Вес тела на
каблуке левой ноги.
На счет "два" - поворачиваясь на каблуке левой ноги по диагонали влево, опуститься на обе
ступни в шестую позицию, слегка сгибая колени.
№ 8. Каблучки с восьмеркой руками

Соединить движения 6 и 7.
№ 9. Диагональная дорожка (4 такта)
1-й такт.
На счет "и" - слегка присесть на правой ноге, левую приподнять рядом с правой, локти немного
согнуть и отвести в стороны, ладони прижать к бедрам по бокам.
На счет "раз" - сделать шаг левой ногой влево, колени выпрямить:
На счет "и" - слегка присесть на левой ноге, правую ногу приподнять рядом с левой, согнув ее в
колене.
На счет "два" - четко выпрямить колени и поставить правую ногу на носок по диагонали впередвлево. Корпус повернуть немного влево и отклонить назад (рис. 3).

Рис. 3
На счет "и" - слегка присесть на левой ноге, правую ногу приподнять рядом с левой.
На счет "три" - сделать шаг правой ногой вправо, колени выпрямить и повернуться лицом к
основному направлению.
На счет "и" - присесть на правой ноге, левую ногу приподнять, согнув ее в Колене.
На счет "четыре" - четко выпрямить колени и поставить левую ногу на носок по диагонали
вперед-вправо. Корпус повернуть немного вправо и отклонить назад.
2-й такт.
На счет "и", "раз", "и", "два" - исполнить то же, что на счет "и", "раз", "и", "два" 1-го такта.
На счет "три" - сделать широкий шаг правой ногой вправо, сильно сгибая колено.
На счет "четыре" - шаг левой ногой накрест перед правой, колени обеих ног согнуты.
3-4-й такты.
Повторить движения 1-2-го тактов с другой ноги в другую сторону.
№ 10. Диагональная дорожка с восьмеркой руками (4 такта)

Соединить движения 6 и 9.
№ 11 Спираль (4 такта)
Рис. 3
1-й такт (раскрытие).
На счет "раз" - приседая на левой ноге, правую согнуть в колене и приподнять; одновременно
пальцами обеих рук как бы охватить бедро у колена; корпус наклонить к ноге (рис. 4).

Рис. 4
На счет "два" - выпрямить правую ногу и поставить ее в сторону на носок. Корпус выпрямить,
руки развести в стороны (рис. 5).

Рис. 5
На счет "три" - повторить движение, исполнявшееся на счет "раз".
На счет "четыре" - повторить движения, исполнявшиеся на счет "два".
Для разучивания рекомендуем вначале повторить несколько раз вправо и влево движения 1-го
такта. Для этого на счет "четыре" нужно перенести вес тела на правую ногу и исполнить раскрытие с
левой ноги, затем также в конце 2-го такта перенести вес тела на левую ногу и продолжить движение
вправо и т. д.
По мере освоения занимающимися раскрытия, можно перейти к исполнению движения 9
полностью.
№ 12. Марионетка (2 такта)

Исходное положение - вторая позиция ног. Выпрямленные руки скрещены над головой ладонями
вперед (рис. 7).

Рис. 7
На протяжении всего движения на каждый счет пятки приподнимаются над полом и тут же
опускаются с ударом.
1-й такт.
На счет "раз", "два", "три" - сохраняя вторую позицию, трижды ударить пятками об пол. Руки
постепенно опустить до уровня плеч.
На счет "четыре" - не сходя с места и сохраняя вторую позицию, резко согнуть ноги в коленях и
мгновенно опустить руки на бедра несколько выше колен (рис. 8).

Рис. 8
2-й такт.
На счет "раз", "два", "три" - трижды ударить пятками об пол, постепенно выпрямляя ноги в
коленях.
На счет "четыре" - резко выпрямить ноги и мгновенно поднять обе руки перед собой, возвращаясь
в исходное для начала движения положение.
№ 13. Перескоки
На счет "и" - слегка присесть на правой ноге. Левую ногу приподнять вперед. Правую руку
вывести вперед, левую - в сторону.

На счет "раз" - поставить левую ногу вперед на носок, не меняя позы.
На счет "и" - подпрыгнуть на правой ноге, левую ногу согнуть рядом с правой (невыворотно).
Плечи приподнять, не меняя положения рук.
На счет "два" - мягко опуститься после прыжка на обе ноги в шестую позицию, слегка сгибая
колени. Плечи опустить, не меняя положения рук.
На счет "и" - правую ногу приподнять вперед, левая нога остается согнутой в колене. Левую руку
вывести вперед, правую - в сторону.
На счет "три" - правую ногу поставить вперед на носок, не меняя позы.
На счет "и" - подпрыгнуть на левой ноге, правую согнуть рядом с левой (невыворотно). Плечи
приподнять, не меняя положения рук.
На счет "четыре" - мягко опуститься после прыжка на обе ноги в шестую позицию, слегка сгибая
колени. Плечи опустить, не меняя положения рук.
№ 14. Уголки (2 такта)
1-й такт.
На счет "и" - слегка присесть на правой ноге. Левую ногу приподнять вперед, колено и подъем
вытянуть. Правую руку вывести вперед, левую в сторону.
На счет "раз" - поставить левую ногу вперед на носок, не меняя позы (рис. 9).

Рис. 9
На счет "и" - левую ногу приподнять вперед и круговым движением перевести в сторону. Правая
нога согнута в колене. Левую руку перевести вперед, правую - в сторону.
На счет "два" - поставить левую ногу в сторону на носок, не меняя позы (рис. 10).

Рис. 10
На счет "и" - левую ногу приподнять в сторону и круговым движением перевести вперед. Правая
нога остается согнутой в колене. Правую руку вывести вперед, левую - в сторону.
На счет "три" - поставить левую ногу вперед на носок, не меняя позы (см. рис. 9).
На счет "и" - подпрыгнуть на правой ноге, левую ногу согнуть рядом с правой (невыворотно).
Плечи приподнять, не меняя положения рук.
На счет "четыре" - мягко опуститься после прыжка на обе ноги в шестую позицию, слегка сгибая
колени. Плечи опустить, не меняя положения рук.
2-й такт.
Повторить движения 1-го такта с другой ноги. Соответственно меняется положение рук.
№ 15. Уголки с переходом (4 такта)
1-й такт.
На счет "раз", "два" - то же, что на счет "раз", "два" 1-го такта движения 14.
На счет "три" - сделать шаг левой ногой в сторону накрест перед правой, колени обеих ног
согнуть. Правую руку перевести вперед, левую - в сторону (как на счет "раз").
На счет "четыре" - сделать шаг правой ногой вправо, колено остается согнутым. Левую ногу
выпрямить, носок касается пола. Левую руку вывести вперед, правую в сторону.
2-й такт.
Исполнить движение 14 с левой ноги.
3-4-й такты.
Повторить движения 1-2-го тактов с другой ноги.
№ 16. Каратэ
Все движения исполняются на сильно согнутых ногах.

На счет "раз" - сделать небольшой шаг вперед с правой ноги, поворачиваясь на 90° вправо. Руки,
согнутые, в локтях, немного приподнять, почти прижимая их к груди. Ступню левой ноги прижать к
колену правой (рис. 11).

Рис. 11
На счет "два" - резко вытянуть левую ногу в сторону. Корпус резко наклонить вперед. Правую
руку вытянуть вправо, левую - вперед (рис. 12).

Рис. 12
На счет "три" - сделать шаг вперед на левую ногу, поворачиваясь на 90° влево. Ступню правой
ноги прижать к колену левой. Голову наклонить. Кисти рук, согнутых в локтях, приподнять к плечам.
На счет "четыре" - сохраняя положение корпуса и ног неизменным, резко поднять голову и
одновременно как бы сбросить кисти вниз, ладонями кверху, сохраняя положение локтей
неизменным (рис. 13).

Рис. 13
№ 17. Иноходь (2 такта)
1-й такт.

На счет "раз" - сохраняя вес на левой ноге, немного согнутой в колене, вынести выпрямленную
правую ногу вперед на носок; одновременно вывести вперед прямую левую руку. Правую руку
отвести в сторону (рис. 14).

Рис. 14
На счет "два" - сохраняя вес по-прежнему на левой ноге, отвести правую ногу вправо, скользя

носком по полу. Правую руку вывести вперед, левую - в сторону (рис. 15).
Рис. 15
На счет "три" - вывести правую ногу вперед, возвращаясь в положение, принятое на счет "раз"
(см. рис. 14).
На счет "и" - подняться на полупальцы левой ноги, правую ногу приподнять вперед, слегка сгибая
колено.
На счет "четыре" - "падающий" шаг вперед на правую ногу с опережающим волнообразным
движением корпуса вперед. Положение рук сохраняется (рис. 16).

Рис. 16

2-й такт.
Повторить движения, исполнявшиеся на 1-й такт, начиная с левой ноги. Соответственно меняется
и положение рук.
№ 22. Игра корпусом (2 такта)
1-й такт. Движение ног.
На счет "раз" - шаг с правой ноги вправо. Колено правой ноги чуть согнуто, левой - выпрямлено.
Левое бедро вывести влево (рис. 25).

Рис. 25

Приложение № 2
Прохождение промежуточной
Аттестации воспитанников
Педагог дополнительного образования:
Заика Ольга Алексеевна
ТАНЦ-КЛУБ «Колибри»
1.
Младшая группа – итоговое занятие
«Проверка музыкальной ориентации в соответствии с заданной
музыкой»
2.Средняя группа – итоговое занятие
«Правильность
исполнения
хореографической
лексики»
3.Старшая группа - итоговое занятие
«Правильное исполнение танцевальных этюдов»
4.Ст. группа «Дефиле» - итоговое занятие
«Знание и правильное исполнение основного шага дефиле»
Члены аттестационной комиссии:
Цель аттестации:
Выявление соответствия прохождения заявленной программы, полученных знаний, умений,
навыков учащихся, добиться точности исполнения движений, научить детей правильно
двигаться под музыку, внимательно слушать педагога.
Ход аттестации:
Организационная часть;
Разминка для разогрева основных групп мышц;
Основная часть урока;
Подведение итогов;
Ход урока:
1.Организационная часть.
Приветствие; проверка присутствующих; целевая установка;
2.
Основная часть.
- подготовка организма к работе; (танцевальный марш, различные варианты упражнений, бега)
- повторение пройденного материала; (у станка и на середине класса)
Проверка на оценку комплекс упражнений:
- основной шаг в танце;
- соответствие движений с музыкой;
3.Закрепление исполнения движений.
4. Заключительная часть
Подведение итогов работы. Задание на дом.
Подведение итогов прохождения аттестации.
Оценка участников аттестации.
Выставление баллов.
Все присутствующие дети с поставленными целями и задачами успешно справились.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».