ДООП Оркестр русских народных инструментов

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Направленность
 Актуальность
 Цель программы
 Задачи
 Прогнозируемые результаты
 Способы и формы проверки результатов
 Возраст обучающихся, возрастные особенности
 Формы занятий
 Форма обучения
 Объем программы

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
 Учебный план
 Содержание обучения

III.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
 Календарный учебный график
 Методическое обеспечение программы
 Условия реализации программы
 Формы аттестации
 Список литературы

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Оркестр русских народных
инструментов» художественной направленности, модифицированная, составлена с
учетом ряда нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
 СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022 №
678-р;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
 Уставом МБОУ ЦДО «Радуга»;
 Образовательной программой МБОУ ЦДО «Радуга»; А так же с учетом
особенностей нового учебного года (государственные и национальные
праздники Российской Федерации, памятные даты и события российской
истории и культуры, тематические выставки).
Актуальность данной программы определяется потребностью в возрождении и
широком приобщении детей к традициям национальной музыкальной культуры.
Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения
музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый
ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его
способностей и образования на данный момент, что способствует психологической
раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди учеников.
Совместное
музицирование
способствует
созданию
мотивации
для
совершенствования навыков игры на инструменте, развитию таких качеств, как
внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность,
коллективизм.
Проблема воспитания подрастающего поколения на основе народной
традиции является актуальной, так как современное общество невозможно строить
без духовной платформы, без осознания той важной роли коренного, исконно
заложенного в человеке. Детский ансамбль или оркестр народных инструментов –
это оптимальная форма сотрудничества детей и взрослых, пример хорошего
партнерства, которое способствует решению самых сложных педагогических задач.
Данная программа имеет четкую структуру, ясно изложенную объединяющую
идею: ансамблевая игра есть надежный способ самовыражения каждого участника,
приводящий к взаимному духовному обогащению в коллективной деятельности.
Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую
структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением
образовательного процесса на развитие эстетического вкуса обучающихся, на
практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением
возможности концертной практики и возможность участвовать в различных

конкурсах для каждого обучающегося в составе оркестра, что имеет большое
воспитательное значение.
Отличительной особенностью данной программы является включение
таких учебных элементов в образовательный процесс как «Работа над пьесами» —
в младшем возрасте, «Работа над репертуаром» — в старших классах, «Концертная
деятельность», в подробном изложении содержания этих направлений работы, а
так же в постепенном трехуровневом вхождении в состав оркестра.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала
каждого ребёнка, формирования его нравственно-личностных качеств, через
концертную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
 обучение основам музыкальной грамоты;
 формирование специальных знаний по предмету;
 знание народной культуры.
Развивающие:
 развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;
 развитие чувства ритма;
 развитие памяти и внимания;
Воспитывающие:
 воспитание собранности и дисциплины;
 формирование навыков сценической культуры;
 воспитание чувства коллективизма;
 воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской
культуры;
Планируемые результаты:
В течение обучения по программе «Оркестр русских народных инструментов»
обучающиеся должны:
 ознакомиться с основными принципами и иметь первоначальные навыки
игры на инструменте, позволяющими продолжить дальнейшее обучение уже
в основном составе оркестра;
 укрепить навыки чтения нот с листа;
 быть собранными и внимательными на занятиях;
 уметь слышать свои ошибки и исправлять их;
 обладать навыками оркестровой игры.
 уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению;
 творчески относиться к занятиям музыкой;
 уметь свободно и уверенно держаться на сцене;
 овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно
и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в
размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру;
владеть качественным знаниям.
В течение года обучающиеся должны разучить 3-6 произведения. В
концертном варианте представить 1-2 произведения.
Подчинение индивидуальной манеры исполнения общего оркестра.
Совершенствование приемов звукоизвлечения, штрихов, работа над качеством
звука. Понимание художественной цели. Воспитание чувства единства целого и
частей исполняемых пьес. Совершенствование ансамблевых и оркестровых
навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале.

Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе:
умение одновременно слушать себя и звучание всего оркестра, умение совместно
исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов
дирижера и следование им.
Репетиции на сцене. Выступления на сцене. Уверенное, свободное и
выразительное исполнение репертуара, быстрая реакция на жест дирижера. Умение
слышать звучание всего оркестра, быть постоянно внимательным и собранным,
справляться со сценическим волнением. И участие в разных конкурсах. Отчетный
концерт. Исполнение программного репертуара оркестра. Выработка уверенного
поведения на сцене. Обсуждение и анализ выступления в коллективе.
Обеспечивают реализацию основных целей, задач программы следующие
педагогические принципы:
 принцип открытости процесса образования, его многообразие и
содержательность требуют обращения к достижениям отечественной культуры;
 принцип вариативности обучения с учётом личностных особенностей
предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому
обучающемуся;
 принцип субъективности образования предписывает ориентацию на
максимальную активизацию субъектной позиции личности и формирование её
опыта самопознания, самообразования и самореализации;
 принцип гуманистической ориентации воспитания
требует
добровольности включения ребёнка в ту или иную деятельность;
 принцип эвристической среды означает доминирующие творческие
начала при организации образовательной деятельности, при этом творчество
рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в
коллективе.
Все вышеуказанные принципы деятельности оркестра народных
инструментов прошли испытание временем и стали необходимой частью жизни
педагогов и обучаю.
Реализация данной программы, учитывая единство учебно-воспитательного и
творческо-образовательного процесса, осуществляется посредством:
 Постоянного изучения степени интереса к музыке каждого ребенка, развития у
него музыкального слуха, формирования устойчивого восприятия музыки,
творческого воображения, фантазии, индивидуальных особенностей;
 Создания необходимых условий, предоставляющих возможность приобщения
каждого человека к миру музыки, с помощью которых он может ярко проявить
разносторонние дарования;
 Постоянных групповых занятий: творческий характер всех выполняемых
заданий направлен на развитие активных действий ребенка, на освоение им
художественно-эстетических ценностей музыкальной культуры, на воспитание
духовно обогащенной личности;
 Межпредметных связей между различными видами искусства, что обеспечивает
развитие познавательно-художественной деятельности ребенка, формирование
навыка ориентации в художественном освоении мира звуков, ассоциативнотворческого мышления.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
 общепедагогические:
 репродуктивный (вербальный и невербальный);
 проблемно-поисковый;

 креативный (творческий).
 музыкального воспитания:
 индивидуальный;
 ансамблевый.
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
 текущий контроль - осуществляется в ходе учебных занятий по
прохождению тем, разделов, позволяет своевременно выявить пробелы и
оказать помощь обучающимся в усвоении программного материала.
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной
программы предполагает:
 наблюдение — при выполнении практических работ обучающимися;
 устный опрос — при проверке терминологии и определении степени
усвоения теоретического материала на отдельных этапах усвоения
образовательной программы.
Возраст обучающихся, которым адресована программа: 7-18 лет. В оркестр
зачисляются все желающие по заявлению от родителей или лиц заменяющих их
(через навигатор дополнительного образования).
Возрастные особенности в оркестре, является разный возраст обучающихся и
из-за этого происходит разделение оркестра на разные группы, но есть
определенный день для сводных репетиций всего оркестра.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, очно-заочная. Очная, согласно закону Российской
Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ). При реализации программного материала возможна дистанционная форма
обучения в случае болезни обучающихся или карантина. Через интернет ресурсы
(электронная почта, Whats App, Vaiber) обучающимся отправляются задания по
темам в соответствии с рабочей программой.
Объем программы
Программа рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся 2 раз в неделю
продолжительностью 2х40 мин.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий,
времени прохождения материала, а так же при необходимости допускается
внесение изменений в рабочую программу и проведение корректировки сложности
заданий исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

№
1.
2.
3.
4.
5.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Тема занятия
Количество часов
Форма
контроля
Всего Теор.
Практ.
Вводное занятие
2
2
Устный опрос
История оркестра
Изучение нотной грамоты
Изучение индивидуального
инструмента
Работа над пьесами

2
26
36

2
6
12

20
24

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

76

4

72

Устный опрос

6.

Подведение итогов.

2
Итого: 144

26

2
118

Устный опрос

Содержание обучения.
Содержание программы
1.Вводное занятие. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных
группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных
инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры
инструментов. Инструктаж по технике безопасности.
2. История оркестра
Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по
группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и
остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем
исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в
оркестре и исполнить пьесу целиком.
3. Сводный оркестр. Совершенствование оркестровых навыков и умений на
художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее
развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать
себя и всего оркестра. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать
со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.
4. Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и
правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой
игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление
сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.
5. Работа над пьесами
6. Итоговое занятие. Участие в концертах, и в разных конкурсах по своему
уровню.
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
художественная
Форма освоения
Очная, очно-заочная, дистанционная
Количество обучающихся
15 человек
Возраст обучающихся
7-18 лет
Начало учебного года
15.09.2021
Окончание учебного года
25.05.2022
Продолжительность учебного года
36 недель
Количество часов в год
144 часа
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием на
текущий учебный год
Продолжительность занятия
40 минут
Количество занятий в неделю
2 занятия по 2 часа
Аттестационные занятия
Ноябрь-декабрь, апрель-май
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.

III
КОМПЛЕКС
УСЛОВИЙ

ОРГАНИЗАЦИОННО

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Условия реализации программы
 Дидактический материал: фотографии инструментов, баянистов, ансамблей,
рисунки и таблицы,
набор
открыток портретов отечественных и
зарубежных композиторов.
 Методический материал: образовательная программа, методическая
литература, разработки внеклассных мероприятий, бесед о музыке,
музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и
аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных конкурсов и др.
 Оборудование класса: музыкальные инструменты, стулья,
пульты,
методический фонд.
 Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия,
записи произведений и программ баянистов-исполнителей, видеоматериал.
Состав оркестра:
 домра – прима;
 домра – альт;
 домра-бас;
 балалайка – прима, балалайка – альт, балалайка- бас, балалайка- контрабас;
 Баян, синтезатор;
 шумовые инструменты (треугольник, бубен, коробочка, трещотка и т.д.)
барабаны.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной образовательной программы может осуществлять
педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование,
обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической
деятельности в данной области.
Подходы к формированию репертуара
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного
коллектива. Добротный, высококачественный репертуар оркестра стимулирует
рост исполнительского и художественного мастерства оркестрантов и
одновременно способствует развитию художественных вкусов публики. Подбирая
репертуар для оркестра народных инструментов необходимо учитывать не только
учебные задачи, но и представлять конечную цель работы – концертное
выступление.

Список литературы
1. Агаджанов А. Русские народные музыкальные инструменты. — М, 1962.
2. Алексеев А. Музыка для русских народных инструментов. - М., 1958.

3. Будашкин Н. Народные музыкальные инструменты. — М., 1961.
4. В мире музыкальных инструментов, С. Газарян. М.,1989.

Приложение №1

Примерный репертуар оркестра.
1 .Светит месяц (русск. нар.песня)
2 .Во саду ли, в огороде (русск.нар.песня)
3 .Коробейники (русскнар.песня)
4. Танцевальные частушки.
5. Как под горкой под горой (русск. нар.песня)
6. Воробей (муз. Адамовского, ст. Синицына)
7. Песенка про кузнечика (муз. Шаинского из мультфильма «Приключения
Незнайки»
8. Яблочко (матросская пляска)
9. Катюша (муз. Блантера)
10. Полюшко – поле (фрагмент из героической симфонии Л. Книппера)
11. Песня друзей (муз. Гладкова, ст. Энтина из мультфильма « Бременские
музыканты»
12. Во кузнице (русск. нар.песня)
13. Во горнице, во новой (русск. нар.песня)
14. Калинка (русск. нар.песня)
15. Полянка (русск. плясовая)
16. Погоня (муз. Я,Френкеля из к/ф «Новые приключения неуловимых).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».