СОДЕРЖАНИЕ
I.
II.
III.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Актуальность, новизна программы
Отличительные особенности программы
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание обучения
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Архитектурные фантазии» (далее – программа) технической направленности является
модифицированной, разработана на основе программы Т.М. Геронимус.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N
52831);
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Направленность программы:
По содержанию – техническая
По форме организации – индивидуально ориентированной;
По времени реализации – трехгодичная;
Уровень усвоения – программа общеразвивающая.
Обучение по программе «Архитектурные фантазии» – одна из форм, воспитания у
учащихся интереса к техническим специальностям. Работа в объединении позволяет
воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает
внимательность и техническое мышление. Готовить младших школьников к
конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать,
размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство
(конструкцию) изделия.
Актуальность программы Конструирование из бумаги – одно из направлений
моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не
оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала,
применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные
приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид творчества у детей
младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию
фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность
бумажного творчества заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые
делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно
изготовить модели высокой степени сложности (детализации).
Отличительные особенности Отличительной чертой программы в том, что она дает
ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Многие программы по
работе с бумагой ориентированы на использование одного вида деятельности: оригами,
модульное оригами, конструирование из бумаги, аппликация. В программу
«Архитектурные фантазии» включены различные виды работы с бумагой:
конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, модульное
оригами, оригами, бумагопластика, квиллинг, кусудама. Для детей младшего школьного
возраста смена видов деятельности очень необходима. Это позволяет познакомиться с
различными способами работы с бумагой, способствует сохранению интереса к работе.
Творческие задания стимулируют развитие исследовательских навыков. Ученики могут
выбрать задания различной степени сложности, выполненные в одной технике.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники
выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого
раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для
детей разных возрастов - от 6 до 10 лет. Она развивается “по спирали”, т.е. основные
положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей
всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания.
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и
последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Программа направлена на развитие у детей самостоятельных технических замыслов,
которые появляются в процессе работы - в этом ее тематическая ценность.
Принципы и условия построения программы:
Доступность - простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
Наглядность - иллюстративность, наличие дидактического материала.
Демократичность и гуманизм – взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих способностей.
Научность – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы.
«От простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребенок
переходит к выполнению сложных творческих работ.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения.
В процессе работы по программе дети постоянно совмещают и объединяют в одно
целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение,
технологию изготовления, назначение и др.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные
изменения или реализуя собственный замысел.
Цель программы: создать оптимальные организационно-педагогические условия
для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой
активности, общее и творческое развитие личности
Задачи программы:
Образовательные
- Познакомить детей с различными техниками бумагопластики.
- Научить владеть необходимыми инструментами и вспомогательными материалами.
Развивающие:
- Развивать творческие способности ребенка.
- Развить глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, стремление
доводить начатое дело до конца, ответственность, стремление к качеству выполнения
изделия.
- Формировать сплоченный коллектив, создать условия для правильных
взаимоотношений детей на основе взаимной творческой деятельности.
- Расширить кругозор, мировоззрение ребенка, развить любознательность и умение
выразить свое отношение к окружающему миру.
Прогнозируемые результаты
По окончании первого года обучения
Должны знать:
- Основы бумагопластики и конструирования.
- Основы графики.
- Основы цветоведения и композиции.
- Различные виды аппликации.
- Организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления
для работы.
- Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона.
- Способы применения шаблонов.
- Условные обозначения и терминологию.
Должны уметь:
- Делать аппликации с учетом законов цветоведения и композиции.
- Выполнять различные виды аппликации (плоская, объемная, многослойная).
- Самостоятельно изготовить аппликацию из разных видов бумаги и картона по образцу.
- Изготавливать трафареты, шаблоны и развертки.
- Изготавливать объемные фигуры из бумаги и картона на основе разверток.
- Работать с инструментом.
- Следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
По окончании второго года обучения учащиеся
Должны знать:
- Историю происхождения техники «Квиллинг».
- Терминологию и технологию выполнения основных базовых форм.
- Основы техники торцевания.
Должны уметь:
- Выполнять работу в технике «Квиллинг» по образцу и по задумке автора.
- Выполнять плоскостное торцевание.
- Выполнять торцевание на объемных фигурах (объемное торцевание).
- Эстетически оформлять работы.
Способы и формы проверки результатов
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в форме устного опроса или выставочного просмотра. В конце года готовится
отчетная выставка творческих работ, в которой участвуют все учащиеся.
Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросноответной форме.
Конкурс творческих работ. Проводится с целью усвоения определенного уровня
содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление
наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду
деятельности.
Выставка – является отчетом деятельности обучающихся. Выставка может показать
достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного (персональные).
Выставки бывают тематические, итоговые.
Наблюдение при выполнении практических работ учащимися.
Возраст учащихся, которым адресована программа: 6-10 лет.
Возрастные особенности. В школьном возрасте на фоне общего физического
развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность,
уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро
устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение.
Школьники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным
запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие
скорости гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики. Дети начинают
сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных,
конкретных объектах и предметах. Именно благодаря способности управлять своим
вниманием дети младшего школьного возраста впервые приобретают способность
серьезно и ответственно относиться к своим поступкам. В процессе же интересной для
них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Объем программы
Данная программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей от 6 до 10 лет.
Первый год обучения – 144 часа (2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа), 2-й год
обучения – 216 часов (2 занятия в неделю продолжительностью 3 часа).
Продолжительность учебного занятия – 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Группы формируются из расчета 15 человек.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени
прохождения материала, а так же при необходимости допускается внесение изменений в
рабочую программу и проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта
детей и степени усвоения ими учебного материала.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год обучения
№
тема
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие.
Что такое «Бумагопластика?»
Волшебный мир аппликации.
Работа с трафаретами и развертками.
Изготовление сувениров и подарков
к тематическим праздникам
6.
Подготовка к выставкам. Посещение
выставок. Экскурсии.
Итоговое занятие
Итого:
7.
Кол-во
часов
2
10
38
44
24
Практ
.
Форма
контроля
2
8,5
9,5
11,5
6.5
1,5
28,5
32,5
17.5
24
12,5
11.5
наблюдение
выставка
наблюдение
конкурс
творческих
работ
опрос
2
144
2
52,5
91.5
Теор.
Практ.
Форма
контроля
3
16
56
выставка
Теор.
выставка
2 год обучения
№
тема
1.
2.
Вводное занятие.
Техника «Квиллинг»
Кол-во
часов
3
72
3.
4.
5.
6.
Техника торцевание.
Изготовление сувениров и подарков
к тематическим праздникам
Подготовка к выставкам.
Посещение выставок. Экскурсии.
Встреча с интересными людьми.
Итоговое занятие.
Итого:
72
30
8
9
64
21
выставка
наблюдение
36
26
10
опрос
3
1
2
выставка
216
63
153
Содержание обучения.
1 год обучения
1. водное занятие - 2ч.
Теория: введение в образовательную программу. Знакомство с учащимися, анкетирование,
собеседование, тестирование, правила поведения на занятиях, инструктаж по охране
труда.
2. Что такое «Бумагопластика?» - 10ч.
Теория: знакомство с различными техниками бумагопластики. Свойства бумаги
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и применении. Основы конструирования и бумагопластики, основы графики,
Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные обозначения на графических изображениях. основы композиции и
цветоведения.
Практика: Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и
водонепроницаемость. Условные обозначения. Знакомство в процессе практической
работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия),
линии сгиба и обозначением места для клея. Способы соединения деталей между собой: а)
при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи
«заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Совершенствование способов и приёмов работы
по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Урокигра на тему «Моя любимая поделка» с целью выявление интересов и учащихся.
Форма контроля: наблюдение.
3. Волшебный мир аппликации - 38 ч.
Теория: Обзор готовых работ. Знакомство с различными видами аппликации.
Особенности работы с бархатной бумагой. Особенности работы с гофрокартоном.
Технология выполнения объемной и многослойной аппликации. Технология выполнения
объемной аппликации из комочков салфеток.
Практика: Изготовление различных аппликаций по образцу. Изготовление новогодних
игрушек (работа с шаблонами). Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Вырезание снежинок. Изготовление украшений и сувениров. Изготовление работ по
замыслу автора
. Форма контроля: выставка.
4. Работа с трафаретами и развертками - 44 ч.
Теория: Схемы разверток. Терминология. Технология выполнения аппликаций на основе
разверток и трафаретов.
Практика: Выполнение аппликаций с применением трафарета. Работа с трафаретом по
образцу и по замыслу автора. Объемные игрушки из бумаги и с
использованием
разверток по образцу и по задумке автора
Форма контроля: наблюдение.
5. Изготовление сувениров и подарков к тематическим праздникам – 24 ч.
Практика: Изготовление сувениров, подарков к тематическим праздникам из различных
материалов.
Форма контроля: конкурс творческих работ.
6. Подготовка к выставкам. Посещение выставок. Экскурсии – 24 ч.
Практика: Тематические экскурсии на природу, в музей, библиотеку; конкурсы,
викторины, встречи с интересными людьми. Выставки творческих работ учащихся
Форма контроля: опрос.
7. Итоговое занятие - 2ч.
Подведение итогов работы за год. Выставка работ учащихся. Награждение активистов.
Форма контроля: выставка.
2 год обучения
1. Вводное занятие - 3 ч.
Теория: Планы на новый учебный год. Повторение правил поведения на уроке,
инструктаж по охране труда и технике безопасности.
2. Техника квиллинг - 72 ч.
Теория: техника квиллинг. Знакомство с техникой. История возникновения технологии
бумагокручения - квиллинга. Обзор готовых работ.
Практика: основные правила работы. Основные формы Композиция из основных форм.
Работы в технике квиллинг различной сложности. Изготовление цветов в технике
квиллинга. Композиция из цветов. Изготовление животных в технике.
Гофрированный картон. Занимательные игрушки. Композиция «Сказочный лес» эскиз.
Форма контроля: выставка.
3. Техника торцевание - 72 ч.
Теория: знакомство с техникой. Просмотр работ в этой технике. Особенности работы при
плоскостном и объемном торцевании. Материалы и инструменты, используемые в работе.
Практика: работы выполненные в плоскостном и объемном торцевании различной
сложности.
Форма контроля: выставка.
4. Изготовление сувениров и подарков к тематическим праздникам – 30 ч.
Практика: Изготовление сувениров, подарков к тематическим праздникам из различных
материалов.
Форма контроля: наблюдение.
5. Подготовка к выставкам. Посещение выставок. Экскурсии – 48 ч.
Практика: Тематические экскурсии на природу, в музей, библиотеку; конкурсы,
викторины, встречи с интересными людьми. Выставки творческих работ учащихся
Форма контроля: опрос.
6. Итоговое занятие - 3 ч.
Теория: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и каждого
учащегося в отдельности.
Форма контроля: выставка.
III.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Художественная
Форма освоения
Очная
Количество обучающихся
15-20 человек
Возраст обучающихся
6-12 лет
Начало учебного года
01.09.2022
Окончание учебного года
25.05.2023
Продолжительность учебного года
36 недель
Количество часов в год
144 часа (1 г.о.)
216 часа (2 г.о)
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием
на текущий учебный год
Продолжительность занятия
40 минут
Количество занятий в неделю
2 раза по 2 часа (1 г. об.)
2 раза по 3 часа (2 г. об.)
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей
с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Основная задача на
всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и
творчества детей в атмосфере увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном
уровне.
Все задания соответствуют по сложности для детей 6-10 лет. Это гарантирует успех
каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы
проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации,
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления
собственных незабываемых открытий, демонстрация видеоматериалов.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение,
что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых
задач.
Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и
практических занятий, игр, конкурсов, праздников, исследовательскую работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный – устное изложение, беседа, рассказ;
наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ,
работа по образцу;
практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
групповой – организация работы в группах.
Конечный, видимый результат работы – это сложенная своими руками поделка. Что
может быть главнее для самого ребёнка!
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
- Отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству
детей.
- Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий.
Для занятий требуются:
- Бумага
- Картон
- Клей ПВА
- Ножницы
- Кисти для клея
- Резак или канцелярский нож.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы
располагает широким набором материалов и включает:
- фотоматериалы по разделам занятий;
- иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, и
др.).
- схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы и др.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.);
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, ссылки, сайты
и др.);
- художественная литература;
- интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://www.livemaster.ru/
http://stranamasterov.ru/
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
- Среднее профессиональное образование;
- Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности
ДОП;
- Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
- Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после
трудоустройства).
Формы аттестации
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления
образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы, а также промежуточная аттестация за учебный год –
проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания
образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее
способных и талантливых детей.
Аттестация проводится в форме:
Выставка – форма аттестации, которая осуществляется с целью определения уровня
мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и
развития творческих способностей детей. Выставка может быть персональной или
коллективной по разным направлениям дополнительного образования. По итогам
выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является
инструментом поощрения учащихся.
Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. М.А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии. 2 класс Москва 2008
2. М.А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии 4 класс. Москва 2009
3. Т.А. Николкина. Т.С. Гулуева, Г.П. Попова. Уроки труда в начальной школе.
Волгоград 2007
4. http://www.maam.ru/
5. http://www.livemaster.ru/
6. http://stranamasterov.ru/
Список литературы для учащихся.
1. С.Ращупкина. Животные из бумаги.РИПОЛ классик.2010
2. С.Д. Ильин, И.С. Ильин. 100 лучших моделей оригами. Москва 2005
3. А.Зайцева. Модульное оригами. Москва 2014