СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы
Направленность
Актуальность
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание обучения
III.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы
2
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Учись учиться» реализуется в соответствии
с социально-гуманитарной направленностью дополнительного образования. Программа
составлена с учетом ряда нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,
N 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей от 31.04.2022 № 678-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N
52831);
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№16)
Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Направленность программы дополнительного образования – социально-гуманитарная.
Программа модифицированная. Программа курса «Учись учиться» составлена на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и образовательной программы «Учись учиться» (развитие познавательных
процессов младших школьников) Е.В. Языкановой учебно-методический комплект
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (Москва: Экзамен, 2016 год).
Актуальность выбора определена следующими факторами: у учащихся на данном этапе
недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность,
воображение, быстрота реакции.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия
занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка.
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие
познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа
принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам
легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и
личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных
заданий готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Цель программы – создание условий для развития познавательных способностей и
творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи:
расширять и углублять знания в области математики, русского языка, окружающего
мира и технологии;
формировать общеинтеллектуальные умения и навыки, необходимые для успешного
обучения в начальной школе;
формировать устойчивый интерес к изучаемым предметам;
способствовать развитию познавательных процессов – мышления, внимания, памяти,
воображения.
воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом и творческую самореализацию.
Прогнозируемые результаты
3
К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать:
цифры и другие математические знаки (сложения - вычитания, знаки больше - меньше,
равно);
понятия: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
знать порядок букв (алфавит);
гласные и согласные звуки;
как применить различные приемы работы с бумагой и бросовым материалом.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны уметь:
решать логические задачи по математике;
свободно и осознанно читать простые слова;
применять полученные знания и умения в процессе изучения школьных дисциплин и в
практической деятельности.
работать в группе.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать:
алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;
алгоритм анализа, уметь его применять;
что такое план, и понимать его отличительные признаки;
алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять;
основные правила работы с текстом, уметь их применять;
приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны уметь:
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления, обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
текущий контроль осуществляется в ходе учебных занятий методом педагогического
наблюдения за работой учащихся;
промежуточный контроль проводится по полугодиям;
Основные формы контроля:
устный опрос;
наблюдение.
Возраст учащихся, которым адресована программа: 6 - 10 лет.
Возрастные особенности. Ребенок гораздо лучше улавливает причинно-следственные
связи между событиями. А еще, хотя он иногда и кажется эгоистичным, начинает понимать, как
его действия влияют на других людей. Значительно улучшается память. Малыш может
группировать предметы по размеру, форме и цвету, знает цифры и может выполнять простые
математические задачи, такие как сложение и вычитание. Предложения становятся длиннее и
сложнее, причем речь ребенка понятна посторонним людям, а не только членам семьи. Также
ребенок учится высказывать свое мнение, эмоционально рассказывать истории.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, согласно закону Российской Федерации «Об образовании»
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). При реализации программного материала
4
возможна дистанционная форма обучения в случае болезни обучающихся или карантина. Через
интернет ресурсы (электронная почта, Whats App, Vaiber) обучающимся отправляются задания
по темам в соответствии с рабочей программой.
Объем программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов 1 год – 144 ч., 2 год –
216 ч. Продолжительность занятия составляет 40 мин. Перемена 10 мин. В процессе обучения
возможна корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала, а также
при необходимости допускается внесение изменений в рабочую программу и проведение
корректировки сложности заданий исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного
материала.
2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Количество часов
Всего Теор. Практ.
Вводный блок
2
Упражнения на развитие умения
классифицировать предметы и
слова.
Упражнения на развитие умения
обобщать,
анализировать,
сопоставлять понятия.
Упражнения на развитие умения
владеть операциями анализа и
синтеза.
Упражнение
на
развитие
творческих способностей.
Подведение итогов
Итого
2
Форма контроля
-
40
20
20
наблюдение,
опрос
36
18
18
наблюдение, устный
опрос
наблюдение, устный
опрос
24
12
12
40
20
20
2
-
2
72
72
144
устный
наблюдение, устный
опрос
Итоговое
тестирование.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
1.
2.
Тема занятия
Количество часов
Всего Теор. Практ.
Вводный блок
3
Свойства, признаки и составные
части предметов
3.
Сравнение
4.
5.
Взаимосвязь между видовыми и
родовыми понятиями
Элементы логики.
6.
Развитие речи
5
3
Форма контроля
-
46
20
26
42
18
24
34
12
22
24
4
20
30
10
20
наблюдение,
опрос
устный
наблюдение, устный
опрос
наблюдение, устный
опрос
наблюдение, устный
опрос
наблюдение, устный
опрос
7.
8.
Развитие аналитических
способностей
Подведение итогов
Итого
34
-
34
3
-
3
67
148
216
наблюдение, устный
опрос
Итоговое
тестирование.
Содержание обучения 1 года обучения
1. Вводный блок – 2 ч.
Теория: Знакомство с детьми и родителями. Ознакомление детей с особенностями объединения.
Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
2. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова – 40 ч.
Теория: Закрепление умений классифицировать предметы; развитие внимания, мышления,
пространственной ориентации.
Практика: Тренинг умения сравнивать и классифицировать.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
3. Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять
понятия. – 36 ч.
Теория: Понятие и повторение геометрических фигур, математических обозначений.
Практика: Упражнения и игры: «Повтори узор», «ЭВМ», «Я знаю пять названий» и т. д.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
4. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза – 24 ч.
Теория: развитие умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Практика: Упражнение «Что бывает?». Упражнение «Что не катится». Упражнение «Миша и
Мишутка». Упражнение «Слушай и выполняй». Упражнение «Найди и покажи». и.т.д.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
5. Упражнение на развитие творческих способностей – 40 ч.
Теория: Виды бумаги и картона. Теоретическая подготовка первоклассников к выполнению
творческих заданий, объяснение поэтапного выполнения действий (обвести, вырезать, наклеить
и т.д.) Изучение свойств бумаги и картона.
Практика: Упражнения: Мозаика из газетных комков. Овечка. Рассказ «Из истории бумаги».
Моделирование из полос. Цветы.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
6. Подведение итогов – 2 ч.
Практика: Аппликация «Я и моя семья»
Форма контроля: Итоговое тестирование.
Содержание обучения 2 года обучения
1. Вводный блок – 3 ч.
Теория: Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем
месте. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
2. Свойства, признаки и составные части предметов - 46 ч.
Теория: Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах,
буквах и словах.
Практика: Упражнения на закрепление материала.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
3. Сравнение - 42 ч.
Теория: Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание
признаков. Правила сравнения.
Практика: Упражнения на закрепление материала.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
6
4. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями - 34 ч.
Теория: Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «родвид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Практика: Упражнения на закрепление материала.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
5. Элементы логики - 24 ч.
Теория: Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные
цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Практика: Упражнения на закрепление материала.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
6. Развитие речи - 30 ч.
Теория: Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы
текстов. Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
Практика: Упражнения на закрепление материала. Знакомство со словарями.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
7. Развитие аналитических способностей - 34 ч.
Практика: Упражнения на закрепление материала. Знакомство со словарями.
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
8. Подведение итогов – 3 ч.
Практика: Тестирование.
Форма контроля: Итоговое тестирование.
3
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Социально-гуманитарная
Очная
15 человек
6-10 лет
15.09.2022
25.05.2023
34 недели – 1 г. об.
36 недель – 2 г. об.
Количество часов в год
144 часа – 1 год обучения
216 часа – 2 год обучения
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
Продолжительность занятия
40 минут
Количество занятий в неделю
2 раз по 2 часа (1 год обучения)
3 раза по 2 часа (2 год обучения)
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесный (устное изложение, беседа).
2. Наглядный (показ схем, наблюдение, работа по образцу).
3. Практический (практическая работа).
4. Дистанционный (применение дистанционных технологий в программе создает
обучающимся условия для свободного доступа к информационным ресурсам,
образовательному информационному Интернет - пространству коллектива, где
7
размещается информация для обучающихся и их родителей, например, сайт учреждения,
группа в Viber, WhatsApp).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
2. Репродуктивный – обучающие воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
3. Частично-поисковый – участие детей в поиске, решение поставленной задачи совместно
с педагогом.
4. Исследовательский – индивидуальное выполнение заданий.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на
занятиях:
1. Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
2. Групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек).
3. Парный – организация работы по парам.
4. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Приёмы: игры, упражнения, диалог, устное изложение, беседа, наблюдение, работа по образцу,
практические работы и др.
Основные формы занятий: Фронтальная – дает возможность работать со всем коллективом
детей на занятии.
Групповая – создание микрогрупп (2-3 человека) для выполнения определенного задания.
Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в микрогруппах.
Индивидуальная – очень результативная форма обучения, основанная на
дифференцированном подходе.
Алгоритм учебного занятия
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
1. Организационная часть
2. Определение и разъяснение цели занятия.
3. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей
работы.
4. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
5. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
6. Обобщение и оценка выполненной работы.
Обобщение знаний, умений и навыков
1. Организационная часть.
2. Постановка проблем и выдача заданий.
3. Выполнение обучающимися заданий, упражнений и решение задач.
4. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
5. Подведение итогов.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в учебном кабинете.
Средства, необходимые для реализации программы:
Учебно-методические: наглядные пособия, интернет ресурсы
Программа «Учись учиться Е.В. Языкова РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ тесты, игры,
упражнения»
Материально-техническое обеспечение: проектор, экран проектора, ноутбук, интернет,
учебные столы, учебные стулья, доска.
Оборудование: учебный кабинет.
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
• Среднее профессиональное образование;
8
• Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности
ДОП;
• Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
• Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после
трудоустройства).
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной
программе «Учись учиться» осуществляется в порядке, установленном локальным
нормативным актом «Положение о внутреннем итоговом мониторинге освоения
дополнительных общеобразовательных программ учащимися объединений муниципального
бюджетного образовательного учреждения центра дополнительного образования «Радуга».
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является
протокол внутреннего итогового мониторинга, составленный педагогом.
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре и в конце учебного года, с целью
определения уровня освоения содержания образования в форме итогового тестирования.
Список литературы
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн, 2002.
9
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
3. Волшебные картинки. – ИП Бурдина С.В. г. Киров, 2005
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2001
5. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов
общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
6. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г.
Киров
7. Тетрадь для рисования. Развитие творческих= способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е.,
Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В –КОГУП «Кировская областная типография»,
2005
8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей
(6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство
Астрель», 2007
10. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. ГРАФЕМИКА. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2006
10