СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Актуальность
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание обучения
3
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Оценочные материалы
Приложение 2. Протокол результатов промежуточной аттестации
воспитанников детского объединения
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные характеристики программы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Эколята» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью
дополнительного образования. Основу программы составили ряд нормативных
документов:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273 – ФЗ (с
последующими изменениями);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей" от 4 июля 2014 года N 41;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022 г. №
678-р;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте
России 29.11.2018 N 52831);
- Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
- Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
- А так же с учетом особенностей нового учебного года (государственные и
национальные праздники Российской Федерации, памятные даты и события
российской истории и культуры, тематические выставки).
Экологическое образование в наше время становится одной из
фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения
и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей
немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию
информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в
модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях
общества и природы будут принизывать всю систему образования.
Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного
поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего
поколения осуществляется путем вовлечения обучающихся в реальную
исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей
среды.
Программа является модифицированная. За основу взята программа «Юные
друзья природы» Вербицкой Н.В.
Актуальность обусловлена тем, что в последние годы проблема
формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности
ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:
- учащиеся искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но
последовательное обучение без включения учащихся в активный процесс познания
природы с каждым годом снижает интерес к учёбе;
· возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено,
прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не
может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в
повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания образования и информирования учащихсяв. Родная природа – великий учитель,
могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и
впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы
появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес
подростков к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в
школьные годы.
Новизна данной программы заключается и в том, что преподавание связано
как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и
с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся,
становлением целостной личности.
.
Отличительная особенность программы является то, что в дополнение к темам,
которые раскрывают основные закономерности природы, дается объективная оценка
состояния природной и окружающей среды Республики Хакасии, а также с
современных позиций обозначены некоторые направления в ее улучшении. Данная
программа адаптирована к младшему школьному и подростковому возрасту детей.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что её содержание направлено
на развитие экологической культуры, повышение мотивации учащихся не только к
познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и
сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитание
нетерпимого отношения к действию людей, наносящих вред природе. Программа
обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у
детей активной жизненной позиции, воспитания любви к природе Хакасии.
Цель программы: Формирование знаний о современной экологической картине
мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности
через активные формы творческого познания мира, общения с природой.
Цель программы на 1 год обучения.
- Знакомство учащихся с основами экологической культуры.
Цель программы на 2 год обучения.
- Формирование умения применять экологические знания на практике
Цель программы на 3 год обучения.
- Формирование умения выполнять исследовательскую и практическую
деятельность в области экологии.
Задачи на 1 год обучения.
Образовательные:
- знакомить с основными правилами поведения в природе и основами здорового
образа жизни.
- учить правилам наблюдения за состоянием собственного организма.
- знакомить с факторами риска на здоровье человека.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать желание объяснять окружающим правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.
- развивать представление целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Задачи на 2 год обучения.
Образовательные:
- учить применять полученные знания на практике.
- учить пользоваться инструментами и приспособлениями .
Воспитательные:
- воспитывать желание в необходимости и возможности решения экологических
проблем.
Развивающие:
- развивать умения выражать свои впечатления в самостоятельном художественном
творчестве: нарисовать, сделать фотографии, описать в форме рассказа.
Задачи на 3 год обучения.
Образовательные:
- учить планировать, организовывать и выполнять свою деятельность;
- учить оценивать свои результаты на каждом этапе деятельности;
- учить находить и использовать необходимую информацию.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, человечность, чувство ответственности, культуру
поведения.
Развивающие:
- развивать исследовательские навыки, творческие способности.
Планируемые результаты
По окончании 1 года обучения учащиеся
должны знать:
- влияние факторов риска на здоровье человека.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека.
- Правило наблюдения за состоянием собственного организма.
должны уметь:
- ориентироваться в природе.
- оценивать своё поведение в природе.
- объяснять товарищу правила поведения в природе.
- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов.
- сравнивать биологические объекты и процессы.
- делать выводы на основе сравнения.
По окончанию 2-го года обучения учащиеся
должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, экологические
адаптации, и др.).
- типы взаимодействия организмов, разнообразие биотических связей.
- законы рационального использования природных ресурсов.
- проблемы экологии города и экологии человека.
- степень загрязненности природных ресурсов.
должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи.
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и
демографических вопросов.
- применять знания экологических правил.
- выражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве:
нарисовать, сделать фотографии, описать в форме рассказа.
- выполнять рисунки, макеты.
- разрабатывать маршрут и путеводитель.
- применять методику создания клумб на территории образованного учреждения.
По окончанию 3-го года обучения учащиеся:
должны знать:
- знать просторы родного села.
- знать свойства Земли; свойства воды, свойства воздуха.
- знать правила безопасного поведения в различных условиях проживания.
- знать разнообразие подводного мира.
- знать правила общения с животными.
- знать растения Красной книги.
должны уметь:
- отличать дикорастущие и культурные растения.
- оказывать неотложную помощь комнатным растениям.
- применять методы размножения цветов.
Способы и формы проверки результатов
Используются основные виды контроля:
-текущий контроль - осуществляется в ходе учебных занятий по прохождению
тем, разделов, позволяет своевременно выявить пробелы и оказать помощь
обучающимся в усвоении программного материала;
-промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - проводится 2 раза в
год (январь, май).
Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной
программы предполагает:
наблюдение — при выполнении практических работ учащимися;
устный опрос — при проверке терминологии и определении степени
усвоения теоретического материала на отдельных этапах усвоения
образовательной программы.
самостоятельная работа - при выполнении самостоятельных творческих
и экологических работ.
тестирование – при проверке знаний, пройденного блока
образовательной программы.
фронтальный опрос - при проверке правильности восприятия и
понимания учебного материала.
викторина – при закреплении ЗУН.
конкурсы – при определении усвоения уровня содержания
образовательной программы.
турниры – при закреплении знаний.
Форма фиксации результатов реализации дополнительной образовательной
программы:
используя критерии оценки результативности (Приложение № 1) по итогам
промежуточной аттестации оформляется протокол (Приложение № 2).
Возраст учащихся: которым адресована программа: 6 – 15 лет. В объединение
зачисляются все желающие по заявлению от родителей или лиц заменяющих их
(через навигатор дополнительного образования). Программа адресована для детей
разной категории независимо от степени предварительной подготовки, уровня
формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие
способностей, физического здоровья (принимаются и дети с ОВЗ), половой
принадлежности (принимаются и мальчики и девочки).
Возрастные особенности.
Младший школьный возраст (6-11 лет); Развитие психики детей этого возраста
осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения.
Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность,
которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности
младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится
ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и
применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием
младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений,
внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст (12-15 лет); Переход от детства к взрослости составляет
главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период
считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными
сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и
кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости
и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка
порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие
интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических
чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление
к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.
Формы организации занятий: аудиторные и вне аудиторные, групповые.
Формы проведения занятий: Занятия проходят в форме теоретических и
практических занятий. Программой предусмотрено работа на местности: экскурсия
в парк, акция мы чистим мир, акция покормите птиц, уютный дворик, акция берег
Енисея.
Форма обучения: очная, согласно закону Российской Федерации «Об образовании»
(Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) при реализации программного
материала возможна дистанционная форма обучения в случае болезни обучающихся
или карантина. Через интернет ресурсы (электронная почта, Whats App, Vaiber)
отправляются обучающимся задания по темам в соответствии с рабочими
программами. Выполненные задания обучающиеся отправляют в форме фотографий
выполненных этапов или готовой практической работы.
Объем программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения для работы с детьми от 6 до 15 лет –576
часов: 1-й год обучения -144 часа, 2, 3 год обучения 216 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 40 мин. Занятия
включают в себя 2 направления: теоретическая и практическая подготовка детей.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий,
времени прохождения материала, а так же при необходимости допускается внесение
изменений в рабочую программу и проведение корректировки сложности заданий
исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно – тематический план на 1-й год обучения.
№ Наименование
Всего Теоритические Практически
Форма
раздела и тем
часов
занятия
е занятия
контроля
1 Вводное
2
1
2
занятие.
2 Классификация
14
2
8
Устный опрос
экологических
связей.
3 Живая и не
28
5
19
Наблюдение
живая природа.
4 Организм и
6
2
6
Тестирование
среда.
5 Жизнь воды и в
6
4
12
воде.
6 Мы и наше
16
4
12
Устный опрос
здоровье.
7 Мир вокруг нас.
34
5
22
Конкурс
рисунков
9 Растения (цветы
24
2
20
Самостоятельная
и деревья).
работа.
Насекомые.
10 Дары леса.
14
2
12
Тестирование
Итого
144
28
116
Учебно – тематический план на 2-й год обучения.
№ Наименовани Всего Теоритически Практически
Форма контроля
е раздела и
часо
е занятия
е занятия
тем
в
1 Вводное
6
1
2
занятие.
2 Изучение
21
6
15
Фронтальный
экологических
опрос
понятий.
3 Биосистема
27
6
21
РХ.
4 Леса РХ.
30
9
21
Конкурс рисунков
5 Рыбы.
15
1
14
6 Растения.
15
1
14
Турнир знатоков
7
8
Животные.
Итоговое
занятие.
Человек и
земля
Итого
66
15
87
36
216
Викторина
Викторина
42
174
Учебно – тематический план на 3-й год обучения.
№ Наименование Всего Теорические Практические
Форма контроля
раздела и тем часов
занятия
занятия
1 Вводное
3
3
занятие.
2 Где мы живем
18
6
Фронтальный
12
опрос
3 Природа
57
19
38
4 Жизнь города и
21
3
18
Тестирование
села
5 Здоровье и
27
6
21
Выставка рисунков
безопасность
6 Семья.
21
3
18
7 Путешествия.
69
12
57
Тестирование
Итого
216
52
164
Содержание обучения
Содержание программы на 1-й год обучения.
Раздел 1. Вводное занятие (2ч).
Теория: Что такое экология. Мир вокруг нас.
Раздел 2. Классификация экологических связей (14ч).
Теория: Природа и мы. Чудо листья. Осенние зарисовки. Что такое картошка. С
лукошком за грибами. Грибы – особое царство природы. Росла еловая шишка
Практика: Рисунки из листьев. Поделки из картофеля. Рисунки, поделки из
природного материала, грибов. Изготовление поделок из шишек.
Форма контроля - устный опрос.
Раздел 3. Живая природа (28ч).
Теория: Насекомое – часть живой природы. Животные леса. Взаимосвязь
растительного и животного мира. Группы животных. Дикие и домашние животные.
Делаем животных. Как появились кошки. Как цвет животных защищает. Как
животные готовятся к зиме. Помощь птицам зимой. Зимовка деревьев, кустарников
и трав. Учимся различать деревья и кустарники зимой. Зима пришла. Жизнь лесных
зверей зимой.
Практика: Изготовление различных насекомых, животных по замыслу автора.
Изготовление животных в технике пластилинографии. Изучаем и рисуем зиму.
Поделки кормушек. Делаем новогодние поделки.
Форма контроля - наблюдение.
Раздел 4. Организм и среда (6ч).
Теория: Состояние организма человека в разное время года. Водоемы зимой. Есть ли
жизнь в воде подо льдом.
Практика: Составление режима дня. Просмотр картинок, видео - фильмов. Делаем
снежинки.
Форма контроля: Тестирование.
Раздел 5. Жизнь воды и в воде (6ч).
Теория: Три состояния воды. Почему лёд плавает. Рождение снежинки. Свойства
снега.
Практика: Опыт с водой. Создание снежинок по замыслу автора.
Раздел 6. Мы и наше здоровье (16ч).
Теория: Закаливание человека и гигиена зимой. Режим детей зимой. Воздух, чем мы
дышим. Человек и неживая природа. Человек и живая природа. Пагубные привычки.
Как обитают рыбы зимой и весной.
Практика: Составление режим дня в разное время года. Изготовление буклетов памяток «Я выбираю спорт». Делаем рыб, аквариум.
Форма контроля – устный опрос.
Раздел 7. Мир вокруг нас. (28ч).
Теория: Что такое радуга. Воздух зимой. Мороз на окнах, кто рисует. Делаем
снежинки. Что такое метель и вьюга? Северное сияние. Признаки мороза. Оттепель.
Весенняя капель. Весна пришла. Как животные весну встречают. Жизнь растений
весной. Первоцветы. Что такое ветер, торнадо. Что такое оползень, наводнение.
Игра путешествуем в природу. Явления природы, радуги. Звёздное небо.
Практика: Проведения опыта с появлением радуги. Рисование северного сияниея.
Рассматривае рисунков на окнах зимой и рисование. Рисование весны. Просмотр
видеофильма про животных. Рисуем и делаем цветы. Рисуем природу и радугу.
Просмотр видеофильма о звездах. Игра путешествуем в природу. Выполнение
эскизов по замыслу автора.
Форма контроля –конкурс рисунков.
Раздел 9. Растения (цветы, деревья, растения) (30ч).
Теория: Условия для прорастания семян и роста растений. Дикорастущие и
культурные растения. Хвойные и цветковые растения. Водоросли, лишайники, мхи.
Ручеёк. Гнездование птиц весной. Перелетные птицы. Появление первых
насекомых. Гроза и молния. Откуда дождь и что это. Град, откуда он? Скоро лето!
Практика: Посев семян на рассаду. Просмотр нагрядных пособий о растениях.
Рисуем ручеёк. Делаем макеты птиц из подручных средств. Просмотр видеофильма
о грозе и молнии. Делаем искусственный град из подручных средств. Изготовление
памяток о безопасности на дороге, водоеме летом.
Форма контроля – самостоятельная работа.
Раздел 10. Дары леса (14ч).
Теория: Растения – часть живой природы. Зелёная аптека. Лекарственные растения.
Растения, которые мы едим. Растения путешественники.
Практика: Изготовление гербария по замыслу автора. В лес по ягоды (изготовление
памяток о съедобных и не съедобных ягодах). Если заблудился в лесу.(Просмотр
фильма.)
Форма контроля -тестирование.
Содержание программы на 2- ой год обучения.
Раздел 1. Вводное занятие (3ч).
Теория: Введение. Экология, предмет, задачи, методы.
Раздел 2. Изучение экологических понятий (21ч).
Теория: Знакомство с экологическим словарём. Экологический словарь. Охрана
окружающей среды. Взаимодействие общества и природы. Охрана природы, как
защищают природу. Экологические группы грибов.
Практика: Составление экологического словаря. Кроссворд «Экология». Игра
«Следствие ведут знатоки. Экскурсия в парк. Кроссворды, викторина. Изготовления
грибов из пластилина.
Форма контроля – фронтальный опрос.
Раздел 3. Биосистема Республики Хакасия (27ч).
Теория: Биосистемы Республики Хакасии. В царстве водорослей. Приспособление
растений к совместному существованию. Экологические группы водорослей.
Лишайники - индикаторы чистоты воздуха. Час споровых растений. Экологические
задачи. Фенологические наблюдения. Экологический проект «Моѐ дерево».
Экологические группы распространения папоротников.
Практика: В царстве водорослей. (Викторина). Экскурсия в парк. Экологические
задачи. Экологический проект «Моё дерево». (аппликация дерева из бумаги).
Раздел 4. Леса Республики Хакасия (30 ч).
Теория: Экологические группы распространений Республики Хакасия.
Лесообразующие породы. Прирусловая растительность. Всё о ели. «Царица
северных лесов». Экологический проект «Лес – причина пожара!». Грибы наших
лесов. Какие грибы полезны человеку, а какие животным. Правила безопасности
поведения в лесу.
Практика: Игра «Прирусловая растительность». «Царица северных лесов».
Игра-«Хочу всё знать»
Экологический проект «Лес – причина пожара!».
Экологическая викторина «Деревья наших лесов». Экологическая сказка «Портреты
грибов».
Форма контроля –конкурс рисунков.
Раздел 5. Рыбы (15ч).
Теория: Виды рыб. Всё о рыбах их жизнь в разный период. «Царство лососёвых
рыб». Экологические группы рыб
Практика: Создание аквариума по замыслу автора. Составление книжки - о лососях.
Изготовление рыб по замыслу автора( из подручных средств).
Раздел 6. Растения (15ч).
Теория: Многообразие цветковых растений. Лекарственные растения нашего Края.
Ядовитые растения.
Практика: Определение лекарственных и ядовитых растений по определённым
карточкам. Викторина «Собираем цветы».
Форма контроля - турнир знатоков.
Раздел 7. Животные, птицы, насекомые (66 ч.).
Теория: Наука моря. Морские беспозвоночные, охрана. Позвоночные моря, их
охрана. Животный мир суши. Экологические группы земноводных, их охрана.
Экологические группы и охрана пресмыкающихся. Птицы Республики Хакасия, их
охрана. Экологические группы и охрана млекопитающих. Не такие простые
простейшие. Знакомство с экологическим словарѐм, календарь знаменательных дат.
Многообразие и роль в природе насекомых.
Практика: Просмотр фильма о морских животных. Экологические ребусы.
Знакомство с экологическим словарём. Конкурс экологических газет, плакатов,
листовок, стихов, рассказов, сказок на экологическую тему, инсценировок по
экологии. Викторина «Чудо природы». Систематизация поделок из различного
материала в экологическом уголке, систематизация поделок из природного
материала по замыслу автора. Оформление экологического уголка. Составление
экологического бюллетеня. Экологические игры «Черви, моллюски. Подвижные
экологические игры. Решение экологических задач.
Форма контроля -викторина.
Раздел 8. Человек и Земля (36ч).
Теория: Охраняемые территории Республики Хакасия. Основы с/х экологии.
Влияние с/х деятельности человека на природу. Оценка условий жизни на
территории проживания. Экология дома, в котором мы живѐм. Оценка состояния
школьных помещений. Школьный участок как экологическая система. Человек и
окружающая среда. Экология человека. Основные принципы коллективного
здоровья. Здоровый образ жизни.
Упражнения по охране своего здоровья
Практика: Просмотр презентации «Земля – наш дом». КВН «Земля – большая
свалка». Определение сорняков по определительным карточкам. Операция «Чистый
двор.
Форма контроля – викторина.
Содержание программы на 3- ой год обучения.
Раздел 1. Вводное занятие (3ч).
Теория : Окружающий мир, цели, задач, методы.
Раздел 2. Где мы живем (18ч).
Теория: Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Проверим себя и
оценим свои достижения по разделу «Где мы живем»
Практика: (экскурсия в парк, сбор природного материала). Проект «Родной город
(село). Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Где мы живем».
Форма контроля –фронтальный опрос.
Раздел 3. Природа (57ч).
Теория: Неживая и живая природа. Явления природы. Звёздное небо. Про воду.
Звёздное небо. Дикорастущие и культурные растения. Невидимые нити. Дикие и
домашние животные. Знакомство с методами размножения цветов отводами в
домашних условиях. Про кошек и собак. Красная книга.
Практика: Что такое погода? (викторина). В гости к осени (экскурсия). Заглянем в
кладовые Земли (экскурсия). Про воздух. Про воду. Какие бывают растения. Какие
бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие
и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек
и собак. Красная книаг. Будь природе другом!
Раздел 4. Жизнь города и села (21ч).
Теория: Что такое экономика,из чего сделано. Как построить дом. Какой бывает
транспорт. Культура и образование. Все профессии важны.
Практика: Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии
важны(рисем профессию). В гости к зиме (экскурсия). Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Города и села».
Форма контроля - тестирование.
Раздел. 5. Здоровье и безопасность (27ч).
Теория: Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля.
Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные
незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и
безопасност
Практика: Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. (составление режима
дня). Берегись автомобиля. Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар.
(эксурсия в противопожарную службу) На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Форма контроля - выставка рисунков.
Раздел 6. Семья. (21ч).
Теория : Наша дружная семья. Моя родословная. В школе. Правила вежливости. Ты
и твои друзья. Мы зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения
по разделу «Семья»
Практика: Моя родословная. (подготовка рассказа о своей родословной). Ты и твои
друзья. Мы зрители и пассажиры. Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Общение».
Раздел. 7 Путешествия.(69ч).
Теория: Посмотри вокруг. Ориентирование на местности Формы земной
поверхности. Водные богатства. Россия на карте. Путешествия по Москве.
Московский Кремль. Город на Неве. Путешествия по планете. Путешествия по
материкам. Страны мира. Понятие аквариум, его обитатели и правила ухода за
рыбками. Знакомство с разнообразием подводного мира. Знакомство с группой
млекопитающих, правилами общения с животными. Правила ухода за птицами.
Практика: Ориентирование на местности (экскурсия). Водные богатства. В гости к
весне (экскурсия на берег). Путешествия по Республике Хакасия (виртуально).
Путешествие по России. Город на Неве. Путешествие по планете. Путешествие по
материкам. Понятие аквариум, его обитатели и правила ухода за рыбками. Правила
ухода за птицами. Наблюдение за птицами, составление рассказа о птицах.
Знакомство с группой млекопитающих, правилами общения с животными. Акция
«Мы в ответе кого приручили» (помощь животным, попавшим в беду). Акция
покормите птиц. Акция «Чистим мир». Акция «Чистый берег». Экскурсия в
краеведческий музей. Подведение итогов. Награждение медалями «Эколята».
Форма контроля- тестирование.
3 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Естественнонаучная
Очная
10-15 человек
6-15
15.09 – 1 год обучения
01.09 – 2 год обучения
Окончание учебного года
25.05.
Продолжительность учебного года
34 недели – 1 год обучения
36 недель – 2 год и 3 обучения
Количество часов в год
144 часа – 1 год обучения
216 часа – 2 и 3 год обучения
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием на
текущий учебный год
Продолжительность занятия
40 минут
Количество занятий в неделю
2 раза по 2 часа – 1 год обучения
2 раза по 3 часа – 2 и 3 год обучения
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1. Словесный (устное изложение, беседа).
2. Наглядный (показ карточек, таблиц, схем, наблюдение, работа по образцу).
3. Практический (практическая работа).
4. Дистанционный (применение дистанционных технологий в программе создает
обучающимся условия для свободного доступа к информационным ресурсам,
образовательному информационному Интернет - пространству коллектива, где
размещается информация для обучающихся и их родителей, например, сайт
учреждения, группа в Viber, WhatsApp).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию.
2. Репродуктивный – обучающие воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковый – участие детей в поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом.
4. Исследовательский – индивидуальное выполнение заданий.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
1. Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися.
2. Групповой – организация работы по малым группам (до 5 человек).
3. Парный – организация работы по парам.
4.Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Приёмы: игры, упражнения, диалог, устное изложение, беседа, наблюдение, работа
по образцу, практические работы и др.
Основные формы занятий: Фронтальная – дает возможность работать со всем
коллективом детей на занятии.
Групповая – создание микрогрупп (2-3 человека) для выполнения
определенного задания.
Коллективная – дети могут сотрудничать друг с другом, работая в
микрогруппах.
Индивидуальная – очень результативная форма обучения, основанная на
дифференцированном подходе.
Алгоритм учебного занятия
Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
1. Организационная часть
2. Определение и разъяснение цели занятия.
3. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием
предстоящей работы.
4. Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
5. Самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога.
6. Обобщение и оценка выполненной работы.
Обобщение знаний, умений и навыков
1. Организационная часть.
2. Постановка проблем и выдача заданий.
3. Выполнение обучающимися заданий, упражнений и решение задач.
4. Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
5. Подведение итогов.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в отдельном кабинете. В кабинете имеются 3 больших окна,
которые открываются для проветривания. Имеется естественное и искусственное
освещение. В помещении для занятий имеются ученические столы, стулья. В шкафу
хранится дидактический материал (схемы, дидактические карточки, памятки,
раздаточный материал, микроскопы, глобус и др.).
Материально — техническое оснащение занятий:
Наличие ТСО (компьютер, мультимедиа).
Наличие дидактического материала.
Материалы для бесед.
Библиотека экологической литературы.
Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта
происхождения культурных растений, коллекция комнатных растений,
аквариум (искусственный) с рыбками и моллюсками, ракушками).
Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из
жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши, краски, гуашь).
Цветные иллюстрации и картинки животных и растений;
Дидактические карточки, энциклопедии «В мире дикой природы».
Книжки - «Учимся рисовать» - животных, птиц, растения.
Карты физические и географические по России и Республике Хакасия.
Литература «Мир животных», «Мир растений», «Подводный мир», «Герои
сказок из пластилина».
Трафареты животных.
Микроскопы.
Глобус.
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
Среднее профессиональное образование;
Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать
направленности ДОП;
Дополнительное профессиональное образование – профессиональная
переподготовка;
Дополнительное профессиональное педагогическое
образования (м.б. освоена после трудоустройства
Формы аттестации
Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года
(декабрь) с целью определения сформированных экологических и биологических
знаний в форме тестирования. Промежуточная итоговая аттестация учащихся в
конце учебного года (май) проводится в форме экологических задач, тестирования.
Аттестация проводится в форме:
Устный опрос - проводится с целью обстоятельного выявления
образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как
при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах
усвоения образовательной программы.
Наблюдение - осуществляется при выполнении практических работ учащимися
для оценки знаний, практических умений и навыков, качества выполнения
работы.
Конкурс творческих работ - проводится для определения уровня усвоения
содержания образовательной программы, степени подготовленности к
самостоятельной работе.
Самостоятельная работа - осуществляется при определении определенных знаний,
умений, навыков.
Тестирование – проводится для выявления ЗУН, а так же понимания им
закономерностей, лежащих в основу изучаемых материалов.
Викторина - проводится для закрепления ЗУН.
Турниры- проводит для актуализации и закрепления полученных знаний
Литература
Литература для педагога.
1. Алексеев А.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии.Самара: Учебное пособие./Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 2017. – 189с.
Переиздание 2012.
2. Ашихминой Т.Я., И.М. Зарубиной, 40 Экологический мониторинг: учебнометодическое пособие / автор-сост. Т.Я. Ашихмина – Киров: ООО «Типография
«Старая Вятка», 2012. – 95 с.
3. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека.
Учебное пособие.- Ростов на Дону: М.:изд-во Армпресс, 2009.
4. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического
состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьева. – СПб.:
Крисмас , 2002.
5. Вербицкая Н.В., п.Новошахтинский, 2011г., «Детство»: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г.
Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «Издательство «детство-пресс», 2011. – 528
с. «Практическая экология» Башкирский институт развития образования
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
экологический центр ленинского района городского округа г. Уфа.
Литература для учащихся.
1. Воробьев Ю.Л. Основы Безопасности жизнедеятельности / Под ред. Первого
заместителя министра МЧС России.- М.: АТС 2004.
2. Виноградов Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 3кл: Учебник для
общеобразовательных учреждений.: Вентана – Граф, 2006. – 160 с.: ил..
3. Сербинова И.А., Ю.К. Школьник.
Популярная научно-практическая
энциклопедия « Современных знаний, «Подводный мир»/ Под ред. Старшего
научного сотрудника Московского зоопарка.- М.: 2015.
4. Лесовская С.А., Герои сказок из пластилина ЭКСМО / Москва 2014.- 64с.
5. Штильмаре Н.Ф., Государственный природный заповедник «Хакасский»,
Московская государственная 57 школа, «Тайга глазами зверей и детей».- М.:
2005.
6. Особо охраняемые природные территории регионального значения РХ ГКУ
«Дирекция ООПТ Хакасии» Абакан 2014.
7. Альбом для любознательных для младшего школьного возраста «Комнатные
растения» ООО «Дрофа-Плюс» - М:- 2007
8. Большая энциклопедия животных « ОЛМА-ПРЕСС» -М:- 2000
Приложение № 1
ПРОТОКОЛ
результатов промежуточной аттестации воспитанников детского объединения
_______________ учебный год ____ полугодие.
Название детского объединения
Ф.И.О. педагога
№ группы __,
год обучения __,
Дата проведения:
Форма проведения:
Форма оценки результатов: 3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень.
Результаты итоговой аттестации:
Итоговая оценка
Критерии оценки результатов аттестации
Достижения
Фамилия Имя
обучающегося
Творческая активность
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
По результатам промежуточной аттестации
воспитанников переведены
на следующий этап обучения,
оставлены для продолжения обучения на
этом же этапе.
Подпись педагога _____________
Приложение 2
Оценочные материалы
При определении уровня освоения предметных знаний, умений, навыков
теоретической подготовки, обучающихся используются критерии специальных
(предметных) способностей (критерии оценки результативности):
высокий уровень (В) – обучающийся освоил практически весь объем знаний
(80% -100%), предусмотренных программой за конкретный период, специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень (С) - у обучающегося объем усвоенных знаний составляет
50%-70%, сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень (Н) – обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний,
предусмотренных программой, обучающийся избегает употреблять специальные
термины.
При определении уровня освоения предметных знаний, умений, навыков
практической подготовки обучающихся используются критерии специальных
(предметных) способностей (критерии оценки результативности):
высокий уровень (В) – обучающийся освоил практически весь объем знаний
(80% -100%), предусмотренных программой за конкретный период, работает с
оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет
практические задания с элементами творчества;
средний уровень (С) - у обучающегося объем усвоенных знаний составляет
50%-70%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном выполняет
задания с помощью образца;
низкий уровень (Н)– обучающийся овладел менее чем 50% объема знаний,
предусмотренных программой, обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с оборудованием, ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие
практические задания педагога.
При определении уровня освоения учебно-организационных умений и навыков
обучающихся используются следующие критерии:
высокий уровень (В) – обучающийся освоил практически весь объем умений
(80% -100%), предусмотренных программой за конкретный период (умеет
организовать свое рабочее место, умеет планировать работу, распределять свое
рабочее время, умеет аккуратно, ответственно выполнять работу, соблюдает в
процессе работы правила техники безопасности);
средний уровень (С) - у обучающегося объем усвоенных умений составляет
50%-70%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном выполняет
задания с помощью образца;
низкий уровень (Н) – обучающийся овладел менее чем 50% объема умений,
предусмотренных программой, обучающийся испытывает серьезные затруднения
при работе с оборудованием, ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие
практические задания педагога.
Для внесения в протокол сведений о результатах текущего контроля используются
следующие обозначения:
5 баллов – высокий уровень
4 балла – средний уровень
3 балла – низкий уровень