ДООП по ДПИ "Город мастеров"

СОДЕРЖАНИЕ
I.











II.


III.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Актуальность, новизна программы
Отличительные особенности программы
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание обучения
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город
мастеров» (далее – программа) художественной направленности является
модифицированной, разработана на основе комплексной вариативной программы студии
декоративно-прикладного творчества для детей. Авторы-составители Л.В. Горнова, Т.Л.
Бычкова, Т.В. Воробьева.
Программа разработана в соответствии с:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года, № 273-ФЗ;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022г. №678-р;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
«Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N
52831);
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)
 Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
 Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Направленность:
По содержанию – художественно-эстетическая.
По функциональному предназначению – прикладная.
По форме организации – индивидуально ориентированной.
По времени реализации – трехгодичная.
Уровень усвоения – программа общеразвивающая.
Актуальность программы Актуальность программы заключается в следующем: детям не
навязывается восприятие к прекрасному, а ребенок сам ищет свой путь
совершенствования. Учащиеся знакомятся с основами этого вида творчества, получают
практические навыки работы, развивают в себе творческую личность. Для воспитания
творческих задатков у ребенка, огромное значение имеет содержание труда, его объем,
посильность выполнения, полезная направленность, познавательное творческое богатство.
Отличительные особенности Отличительной чертой программы является то, что кроме
обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки
и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к
декоративной деятельности. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит
разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Программа отличается
сменой деятельности, что поддерживает постоянный интерес к занятиям, способствует
индивидуальному творческому росту, развитию фантазии.
Цель программы: воспитание художественно-эстетического вкуса через формирование
навыков работы в различных техниках декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
обучающие:
– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
– формировать интерес декоративно-прикладному творчеству;

– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
воспитательные:
– способствовать воспитанию творческой активности;
– формировать чувство самоконтроля.
развивающие:
– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности.
мотивационные:
– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности
и сотрудничества;
– развивать активную деятельность.
Прогнозируемые результаты:
По окончании 1-го года обучения
Должны знать:
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- основные приемы декупажа, знание терминов;
- правила техники безопасности труда;
- последовательность технологического процесса;
Должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- организовать рабочее место, пользоваться инструментами;
- выполнять работы по готовым иллюстрациям или собственным эскизам.
По окончании 2-го года обучения
Должны знать:
- различные виды ДПИ;
- правила техники безопасности труда с различными материалами;
- последовательность технологического процесса;
- основные приемы работы сбросовым материалом, тканью. условные обозначения, схемы,
знание терминов.
Должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- выполнять работы по готовым иллюстрациям или собственным эскизам.
- совершенствуется мастерство по направлениям, навыки и умения приобретенные на
первом году обучения развиваются и оттачиваются.
По окончании 3-го года обучения
Должны знать:
- исторические сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- правила техники безопасности труда;
- порядок составления схем изделий, эскизов;
- последовательность технологического процесса.
Должны уметь:
- свободно владеть техниками изонить, джутовой техникой.
- составлять эскизы,
- создать свой образ изделия, составить схему и по ней выполнять работу;
Способы и формы проверки результатов
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в
форме устного опроса или выставочного просмотра. В конце года готовится отчетная
выставка творческих работ, в которой участвуют все учащиеся.

Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной
форме.
Конкурс творческих работ - проводится с целью усвоения определенного уровня
содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление
наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду
деятельности.
Выставка – является отчетом деятельности обучающихся. Выставка может показать
достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного(персональные).
Выставки бывают тематические, итоговые.
Наблюдение при выполнении практических работ учащимися;
Возраст учащихся, которым адресована программа: 6-10 лет.
Возрастные особенности. В школьном возрасте на фоне общего физического развития
совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность,
устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются»,
при перегрузках возникает охранительное торможение. Школьники отличаются высокой
двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и
навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и
выносливость пока еще невелики. Дети начинают сознательно управлять своим
вниманием, направляя и удерживая его на определенных, конкретных объектах и
предметах. Именно благодаря способности управлять своим вниманием дети младшего
школьного возраста впервые приобретают способность серьезно и ответственно
относиться к своим поступкам. В процессе же интересной для них игры внимание может
быть достаточно устойчивым.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Объем программы
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, возраст учащихся от 6 до 10 лет. 1-й год
обучения – 144 часа (2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа), 2-й год и 3-й год
обучения – 216 часов (2 занятия в неделю продолжительностью 3 часа).
Продолжительность учебного занятия – 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Группы формируются из расчета 15 человек первого года обучения. В процессе обучения
возможна корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала, а
также при необходимости допускается внесение изменений в рабочую программу и
проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта детей и степени усвоения
ими учебного материала.
II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

1 год обучения
№

Наименование темы

1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие.
Занимательное рукоделие.
Основы композиции.
Основы цветоведения.
Вторая жизнь ненужных вещей.

Количество часов
Всего Теор. Практ.
2
2
2
2
2
1
1
4
1
3
66
6
60

Форма контроля

Опрос
Опрос
Конкурс творческих
работ

6.
7.
8.

9.

Техника «Декупаж»
Кинусайга - пэчворк без иглы.
Подготовка к выставкам.
Посещение выставок.
Экскурсии. Встреча с
интересными людьми
Итоговое занятие.
Итого:

2 год обучения
№ Наименование темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вводное занятие
Занимательное рукоделие
Презентация. (План работы на
год)
Кофейная фантазия.
Поделки с использованием круп и
макарон
Работа с тканью, фетром
Работа с лентами, нитками
Подготовка к выставкам.
Посещение выставок. Экскурсии.
Встреча с интересными людьми
Изготовление тематических
сувениров к праздникам,
Заключительное занятие
Итого:

3 год обучения
№ Наименование темы
1.
2.
3.

Вводное занятие
Техника «Изонить»
Джутовые фантазии

Подготовка к выставкам.
Посещение выставок. Экскурсии.
Встреча с интересными людьми
5. Изготовление тематических
сувениров к праздникам,
подготовка к выставкам
6. Заключительное занятие
итого

46
10
10

2
144

10
3
10

36
7
-

-

2
109

35

Выставка
Наблюдение

Количество часов
Всего Теор. Практ.
3
3
3
3

Форма контроля

36
60

5
8

31
52

54
18

11
5

43
13

20

16

4

Наблюдение
Конкурс творческих
работ
Выставка
Конкурс творческих
работ
Опрос

19

-

19

Выставка

3
216

3
54

162

Количество часов
Всего
Теор. Практ.
3
3
63
10
53
66

10

56

39

20

19

Форма контроля
Наблюдение, опрос
Конкурс
творческих работ

4.

Выставка
42

-

40

3
216

3
48

168

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 год обучения
1. Вводное занятие – 2 ч.
Теория: Введение в образовательную программу. Знакомство с обучающимися,
анкетирование, собеседование, тестирование, правила поведения и содержание
программы занятий, инструктаж по охране труда.
2. Занимательное рукоделие – 2 ч.
Теория: Презентация «Знакомство с разными видами рукоделия». Общие сведения о
материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для занятий.
3. Основы композиции – 2 ч.
Теория: законы построения композиции. Определение и расположение центра
композиции. Определение размера мотива в композиции.
4. Основы цветоведения – 4 ч.
Теория: Законы сочетания цветов. Холодные и теплые тона.
Практика: Изготовление аппликации из бумаги по законам композиции и цветоведения.
5. Вторая жизнь ненужных вещей - 66 ч.
Теория:Что такое бросовый материал и от куда он берется? Способы и приемы
изготовления поделок из бросового материала.
Практика: Изготовление поделок из бросового материала (ватные диски, спички, пластик
и т.д.). Изготовление поделок, сувениров и подарков из бросового материала к
тематическим праздникам и выставкам ДПИ.
6. Техника «Декупаж» - 46 ч.
Теория: Дизайнерские возможности декупажа. Знакомство с техникой «Декупаж». Общие
сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для занятий
декупажем. Особенности работы на различных поверхностях. Правила безопасности
труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса.
Практика: Изготовление работ в технике «Декупаж» на различных поверхностях.
Изготовление работ по образцу. Изготовление работ по замыслу автора. Изготовление
поделок, сувениров и подарков в технике «Декупаж» к тематическим праздникам и
выставкам ДПИ.
7. Кинусайга - пэчворк без иглы – 10 ч.
Теория: Знакомство с техникой «Кинусайга». История возникновения техники.
Особенности работы с различными видами ткани. Правила безопасности при работе с
колющими, режущими инструментами и приспособлениями.
Практика: Изготовление работ в технике «Кинусайга» по образцу и по замыслу автора.
Изготовление сувениров. Изготовление работ для различных выставок по заданным
тематикам.
8. Экскурсии, выставки, встречи с интересными людьми – 10 ч.
Практика: Тематические экскурсии в музей, библиотеку, выставки. Конкурсы,
викторины, встречи с интересными людьми. Выставки творческих работ учащихся.
9. Заключительное занятие – 2 ч.
Теория: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и каждого
учащегося в отдельности. Планы на будущее.
2 год обучения
1. Вводное занятие - 3 ч.
Введение в образовательную программу. Анкетирование, собеседование, тестирование,
правила поведения и содержание программы занятий, инструктаж по охране труда.
2. Занимательное рукоделие Презентация – 3 ч.
Теория: Презентация. Обзор различных видов рукоделия.

3. Кофейная фантазия – 36 ч.
Теория: обзор работ с применением кофе и кофейных зерен. Особенности работы.
Правила безопасности при работе с клеевым пистолетом.
Практика: работы различной сложности с применением кофе и кофейных зерен.
4. Поделки с использованием круп и макарон - 60 ч.
Теория: обзор работ с использованием круп и макарон. Особенности работы с
материалом. «Что такое оберег?» История, традиции, символика.
Практика: различные поделки из круп и макарон. Изготовление оберегов.
5. Работа с тканью, фетром – 54 ч.
Теория: особенности работы с тканью и фетром. Обзор готовых работ. Техника
безопасности при работе с иглой.
Практика: интерьерные украшения из ткани и фетра. Знакомство с техникой «кунусайга».
6. Работа с лентами, нитками – 18 ч.
Теория: особенности работы с лентами. Техника безопасности. Обзор готовых работ.
Практика: различные поделки с использованием лент. Декоративные элементы интерьера
из ниток.
7. Экскурсии, выставки, встречи с интересными людьми – 20 ч.
Практика: Тематические экскурсии в музей, библиотеку, выставки. Конкурсы, викторины,
встречи с интересными людьми. Выставки творческих работ учащихся.
8. Изготовление тематических сувениров к праздникам, подготовка к выставкам 19 ч.
Практика: Изготовление сувениров, подарков к тематическим праздникам из различных
материалов.
9. Заключительное занятие - 3 часа
Теория: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и каждого
учащегося в отдельности. Планы на будущее.
2 год обучения
1. Вводное занятие - 3ч.
Теория: Введение в образовательную программу. Повторение программного материала 2го года обучения, анкетирование, собеседование, тестирование, правила поведения и
содержание программы занятий, инструктаж по охране труда.
2. Знакомство с техникой «Изонить» - 63 ч.
Теория: знакомство с техникой. Обзор готовых работ. Техника безопасности. Материалы
и приспособления используемые в работе.
Практика: Практические упражнения. Работа со схемами, практические работы различной
сложности.
3. Джутовые фантазии - 66 ч.
Теория: знакомство с техникой. Обзор готовых работ. Техника безопасности. Материалы
и приспособления, используемые в работе.
Практика: разнообразие поделок из джута. Практические работы различной сложности в
данной технике. Обереги.
4. Экскурсии, выставки, встречи с интересными людьми – 39 ч.
Практика: Тематические экскурсии в музей, библиотеку, выставки. Конкурсы, викторины,
встречи с интересными людьми. Выставки творческих работ учащихся.
5. Изготовление тематических сувениров к праздникам, подготовка к выставкам –
42 ч.
Практика: Изготовление сувениров, подарков к тематическим праздникам из различных
материалов.
6. Заключительное занятие - 3 ч.
Теория: Подведение итогов за год. Оценка деятельности объединения в целом и каждого
учащегося в отдельности. Планы на будущее.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Художественная
Форма освоения
Очная
Количество обучающихся
15-20 человек
Возраст обучающихся
6-12 лет
Начало учебного года
01.09.2022
Окончание учебного года
25.05.2023
Продолжительность учебного года
36 недель
Количество часов в год
144 часа (1 г.о.)
216 часа (2 и 3 г.о)
Режим работы объединения
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
Продолжительность занятия
40 минут
Количество занятий в неделю
2 раза по 2 часа (1 г. об.)
2 раза по 3 часа (2 и 3 г. об.)
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей
с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Основная задача на
всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и
творчества детей в атмосфере увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном
уровне.
Все задания соответствуют по сложности для детей 6-10 лет. Это гарантирует успех
каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы
проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации,
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления
собственных незабываемых открытий, демонстрация видеоматериалов.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение,
что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых
задач.
Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и
практических занятий, игр, конкурсов, праздников, исследовательскую работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
 словесный – устное изложение, беседа, рассказ;
 наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ,
работа по образцу;
 практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;

исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятии:
 фронтальный – одновременная работа со всеми;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
 групповой – организация работы в группах.
Конечный, видимый результат работы – это сложенная своими руками поделка. Что
может быть главнее для самого ребёнка!


Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
- Отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству
детей.
- Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий.
Для занятий требуются:
- Бумага
- Картон
- Клей ПВА
- Ножницы
- Кисти для клея
- Резак или канцелярский нож.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы
располагает широким набором материалов и включает:
- фотоматериалы по разделам занятий;
- иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, и
др.).
- схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы и др.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.);
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, ссылки, сайты
и др.);
- художественная литература;
- интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://www.livemaster.ru/
http://stranamasterov.ru/
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
- Среднее профессиональное образование;
- Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности
ДОП;
- Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
- Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после
трудоустройства).

Формы аттестации

Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления
образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы, а также промежуточная аттестация за учебный год –
проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания
образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее
способных и талантливых детей.
Аттестация проводится в форме:
Выставка – форма аттестации, которая осуществляется с целью определения уровня
мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и
развития творческих способностей детей. Выставка может быть персональной или
коллективной по разным направлениям дополнительного образования. По итогам
выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является
инструментом поощрения учащихся.
Список литературы
Список литературы для педагога.
1. М.А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии. 2 класс Москва 2008
2. М.А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии 4 класс. Москва 2009
3. Т.А. Николкина. Т.С. Гулуева, Г.П. Попова. Уроки труда в начальной школе.
Волгоград 2007
4. http://www.maam.ru/
5. http://www.livemaster.ru/
6. http://stranamasterov.ru/
Список литературы для учащихся.
1. С.Ращупкина. Животные из бумаги.РИПОЛ классик.2010
2. С.Д. Ильин, И.С. Ильин. 100 лучших моделей оригами. Москва 2005
3. А.Зайцева. Модульное оригами. Москва 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».