ПФДО Бумажное моделирование

СОДЕРЖАНИЕ
I.











II.


III.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
Актуальность, новизна программы
Отличительные особенности программы
Цель программы
Задачи
Прогнозируемые результаты
Способы и формы проверки результатов
Возраст учащихся, возрастные особенности
Формы занятий
Форма обучения
Объем программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание обучения
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Рабочая программа (КТП)
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Формы аттестации
Список литературы

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажное
моделирование» (далее – программа) художественной направленности является
модифицированной, разработана на основе программы Т.М. Геронимус.
Программа разработана в соответствии с:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года, N 273-ФЗ;

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №
1726-р;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N
52831);

Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. №16)

Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;

Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Актуальность программы.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения
плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только
детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского
инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают
возможность привить этот вид творчества у детей младшего школьного возраста.
Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук,
внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного творчества заключается в том,
что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с
приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой
степени сложности (детализации).
Цель программы:
Развитие у детей познавательных, конструктивных, творческих и художественных
способностей при работе с бумагой.
Задачи программы:
- Познакомить детей с различными техниками бумагопластики.
- Научить владеть необходимыми инструментами и вспомогательными материалами;
- Развивать творческие способности ребенка;
- Развить глазомер, мелкую моторику рук.
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, стремление доводить
начатое дело до конца, ответственность, стремление к качеству выполнения изделия;
- Формировать сплоченный коллектив, создать условия для правильных взаимоотношений
детей на основе взаимной творческой деятельности.
- Расширить кругозор, мировоззрение ребенка, развить любознательность и умение
выразить свое отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты по прохождению программы:
По окончании обучения
Должны знать:
- Основы бумагопластики и конструирования
- Основы графики
- Основы цветоведения и композиции
- Различные виды аппликации
- Организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления
для работы;
- Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона.
- Способы применения шаблонов;
- Условные обозначения и терминалогию.
Должны уметь:
- Делать аппликации с учетом законов цветоведения и композиции.
- Выполнять различные виды аппликации (плоская, объемная, многослойная)
- Самостоятельно изготовить аппликацию из разных видов бумаги и картона по образцу;
- Изготавливать трафареты, шаблоны и развертки.
- Изготавливать объемные фигуры из бумаги и картона на основе разверток.
- Работать с инструментом;
- Следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- Анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, способы
соединения деталей, последовательность изготовления);
- Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
Способы и формы проверки результатов
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в
форме устного опроса или выставочного просмотра. В конце года готовится отчетная
выставка творческих работ, в которой участвуют все учащиеся.
Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной
форме.
Конкурс творческих работ. Проводится с целью усвоения определенного уровня
содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление
наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду
деятельности.
Выставка –является отчетом деятельности обучающихся. Выставка может показать
достижения целого коллектива (групповые выставки) или отдельного(персональные).
Выставки бывают тематические, итоговые.
Наблюдение при выполнении практических работ учащимися;
Возраст учащихся, которым адресована программа: 6-12 лет.
Возрастные особенности. В школьном возрасте на фоне общего физического развития
совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность,
устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются»,
при перегрузках возникает охранительное торможение. Школьники отличаются высокой
двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и
навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости гибкости, а их сила и
выносливость пока еще невелики. Дети начинают сознательно управлять своим
вниманием, направляя и удерживая его на определенных, конкретных объектах и
предметах. Именно благодаря способности управлять своим вниманием дети младшего
школьного возраста впервые приобретают способность серьезно и ответственно

относиться к своим поступкам. В процессе же интересной для них игры внимание может
быть достаточно устойчивым.
Формы организации занятий: аудиторные, групповые.
Форма обучения: очная, очно-заочная.
Объем программы
Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью 2х45 мин.
В процессе обучения возможна корректировка содержания и форм занятий, времени
прохождения материала, а так же при необходимости допускается внесение изменений в
рабочую программу и проведение корректировки сложности заданий исходя из опыта
детей и степени усвоения ими учебного материала.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
№

Разделы

Учебный план
Кол-во
часов
2
10
36

теория
2
6
9.5

4
26.5
16.5

1.
2.
3.

Вводное занятие.
Что такое «Бумагопластика?»
Волшебный мир аппликации.

4.

Работа с трафаретами и
развертками.

22

5.5

5.

Итоговое занятие

2

2

72

25

Итого:

практика

Форма контроля
Устный опрос
Устный опрос
мини-выставка
творческих работ
учащихся.
мини-выставка
творческих работ
учащихся.
выставка
творческих работ
учащихся.

47

Содержание обучения.
1. Водное занятие - 2ч.
Теория: введение в образовательную программу. Знакомство с учащимися,
анкетирование, собеседование, тестирование, правила поведения на занятиях,
инструктаж по охране труда.
Форма контроля: устный опрос.
2. Что такое «Бумагопластика?» - 10ч.
Теория: знакомство с различными техниками бумагопластики. Свойства бумаги.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах,
свойствах и применении. Основы конструирования и бумагопластики, основы
графики, Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических
изображений. Условные обозначения на графических изображениях. основы
композиции и цветоведения.
Практика: Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на
прочность и водонепроницаемость. Условные обозначения. Знакомство в процессе
практической работы с условным обозначением линии видимого контура линии
сгиба и обозначением места для клея. Работа с цветом (цветовой круг). Творческая
работа по композиции.
Форма контроля: устный опрос.

3. Волшебный мир аппликации - 36 ч.
Теория: Обзор готовых работ. Знакомство с различными видами аппликации.
Особенности работы с бархатной бумагой. Особенности работы с гофрокартоном.
Технология выполнения объемной и многослойной аппликации. Технология
выполнения объемной аппликации из комочков салфеток.
Практика: Изготовление различных видов аппликации по образцу. Изготовление
поздравительных открыток (по образцу). Творческая работа с применением
различных видов аппликации.
Форма контроля: мини-выставка творческих работ учащихся.
4. Работа с трафаретами и развертками - 22ч.
Теория: Понятие, схемы разверток. Терминология. Технология выполнения
разверток, шаблонов и трафаретов.
Практика: Выполнение аппликаций с применением трафарета. Объемные игрушки
использованием разверток. Способы соединения деталей между собой: а) при
помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи
«заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Творческие работы с применением
трафарета, шаблона или развертки.
Форма контроля: мини-выставка творческих работ учащихся.
5. Итоговое занятие - 2ч.
Выставка творческих работ учащихся. Подведение итогов работы за год.
Награждение активистов.
Форма контроля: выставка творческих работ учащихся.
III.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график

Образовательная деятельность
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Количество часов в год
Режим работы объединения

Художественная
Очная
15-20 человек
6-12 лет
01.09.2021
25.05.2022
36 недель
72 часа
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
Продолжительность занятия
45 минут
Количество занятий в неделю
1 раз по 2 часа
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Рабочая программа (КТП)
№

Дата
По
плану

1.

Тема занятия

По
факту

Кол-во часов
Всего

Вводное занятие.правила т.б.
материалы и инструменты,
используемые в работе.

2

Теор.
2

Форма
контроля

Практ.
Устный опрос.

2.

2

2

2

1

1

4.

Что такое «Бумагопластика?»
Различные техники
бумагопластики. Общее
знакомство. Просмотр готовых
работ.
Основы бумагопластики и
конструирования
Основы графики

2

1

1

5.

Основы цветоведения

2

1

1

6.

Основы композиции

2

1

1

7.

Волшебный мир аппликации.
Обзор готовых работ. Виды
аппликации.
Аппликация из плоских деталей.
Открытка к дню учителя.
Аппликации из бархатной
бумаги. Обзор работ.
Особенности работы с бархатной
бумагой.
Аппликация из бархатной
бумаги. Натюрморт.
Аппликации гофро-картона.
Обзор работ. Особенности
работы.
Аппликация из гофро картона по
образцу.
Объемная аппликация. Обзор
готовых работ. Технология
выполнения.
Новогодний серпантин. Обзор
подарков и сувениров. Идеи
поделок к выставке «Мастерская
Деда Мороза»
Изготовление поделки для
выставки «Мастерская Деда
Мороза». Эскиз
Изготовление поделки для
выставки «Мастерская Деда
Мороза». Изготовление деталей.
Изготовление поделки для
выставки «Мастерская Деда
Мороза» Сборка и оформление
работы.
Объемная аппликация по
образцу.
Многослойная аппликация. Обзор
готовых работ. Особенности
выполнения.
Многослойная аппликация по
образцу. эскиз, перенос и

2

2

2

0,5

1,5

2

1

1

3.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

18.
19.
20.

2
2

2
1

2

1
2

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

1

1
2

Устный опрос.

21.
22.

23.

24.

25.

26.
27.

28.
29.

30.

31.
32.
33.
34.
35.

подготовка деталей, фон.
Многослойная аппликация по
образцу. Приклеивание всех
деталей. Оформление работы.
Объемная аппликация из
комочков салфетки. Обзор
готовых работ. Технология
выполнения.
Изготовление деталей
Объемная аппликация из
комочков салфетки.
Приклеивание деталей.
Оформление работы.
Творческая работа (Различные
виды аппликации)
Работа с трафаретами,
шаблонами и развертками.
Понятие. Схемы. Терминология.
Технология работы.
Условные обозначения. Приемы
соединения деталей
Пальчиковый театр.
Изготовление объемных игрушек
на пальчики по готовым
разверткам.
Занимательный зоопарк.
Изготовление фигур зверей по
готовым разверткам.
Аппликация с применением
трафарета по образцу .
Изготовление трафарета и
деталей.
Аппликация с применением
трафарета по образцу.
Приклеивание деталей.
Оформление работы.
Подарок папе. Творческая работа
Создание эскиза. Изготовление
деталей.
Подарок папе. Творческая работа
Оформление работы.
Подарок маме. Творческая
работа Создание эскиза.
Изготовление деталей.
Подарок маме. Творческая
работа Оформление работы.
Творческая работа.

2
2

2
1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

2

2

0.5

2
2

Мини-выставка
творческих
работ
учащихся

1.5
2

0.5

1.5

2

2

2

2

Мини-выставка
творческих
работ
учащихся

36.

Итоговое занятие
Итого

2

2

72

25

Выставка
47

Методическое обеспечение программы.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе
детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Основная задача
на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и
творчества детей в атмосфере увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть
периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном
уровне.
Все задания соответствуют по сложности для детей 6-12 лет. Это гарантирует успех
каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является
стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения
занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические
задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных
незабываемых открытий, демонстрация видеоматериалов.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что
поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Программа предусматривает использование традиционных, комбинированных и
практических занятий, игр, конкурсов, праздников, исследовательскую работу.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный – устное изложение, беседа, рассказ.
наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ,
работа по образцу.
практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности.
исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми.
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы.
Групповой – организация работы в группах.
Конечный, видимый результат работы – это сложенная своими руками поделка. Что может
быть главнее для самого ребёнка!
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
- Отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству
детей.
- Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий.
Для занятий требуются:
- Бумага
- Картон

- Клей ПВА
- Ножницы
- Кисти для клея
- Резак или канцелярский нож.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение дополнительной образовательной программы располагает
широким набором материалов и включает:
- фотоматериалы по разделам занятий;
- иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, и
др.).
- схематические и символические (таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы и др.);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал и др.);
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, ссылки, сайты
и др.);
- художественная литература;
- интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://www.livemaster.ru/
http://stranamasterov.ru/
Кадровое обеспечение:
Требования к образованию ПДО:
- Среднее профессиональное образование;
- Высшее образование (бакалавриат), профиль должен соответствовать направленности
ДОП;
- Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка;
- Дополнительное профессиональное педагогическое образования (м.б. освоена после
трудоустройства).
Формы аттестации
Промежуточная аттестация – проводиться в декабре с целью выявления
образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей на отдельных
этапах усвоения программы, а также промежуточная аттестация за учебный год –
проводиться в конце учебного года, с целью усвоения определенного уровня содержания
образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее
способных и талантливых детей.
Аттестация проводится в форме:
Устный опрос - проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и
творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в
образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения образовательной
программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы в сочетании с
творческими заданиями, а также в коллективной форме, например - опрос.
Выставка – форма аттестации, которая осуществляется с целью определения уровня
мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и
развития творческих способностей детей. Выставка может быть персональной или
коллективной по разным направлениям дополнительного образования. По итогам
выставки лучшим участникам может выдаваться диплом. Выставка является
инструментом поощрения учащихся.
Наблюдение - осуществляется при выполнении практических работ учащимися для
оценки знаний, практических умений и навыков, качества выполнения работы в конце
занятия или пройденной темы

Список литературы для педагога.
1. М.А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии. 2 класс Москва 2008
2. М.А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии 4 класс. Москва 2009
3. Т.А. Николкина. Т.С. Гулуева, Г.П. Попова. Уроки труда в начальной школе.
Волгоград 2007
4. http://www.maam.ru/
5. http://www.livemaster.ru/
6. http://stranamasterov.ru/
Список литературы для учащихся.
1. С.Ращупкина. Животные из бумаги.РИПОЛ классик.2010
2. С.Д. Ильин, И.С. Ильин. 100 лучших моделей оригами. Москва 2005
3. А.Зайцева. Модульное оригами. Москва 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».