I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Приглашение к танцу» реализуется в
соответствии с художественной направленностью дополнительного образования.
Основу программы составили ряд нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,
№ 273-ФЗ;
Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта 2022г. № 678-р;
СанПиН 2.4.4.3648-20 " от 28.09.2020 года № 28;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №
52831);
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ
по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16);
Устав МБОУ ЦДО «Радуга»;
Образовательная программа МБОУ ЦДО «Радуга».
Занятия хореографией в условиях жизни современного общества является актуальным и
зачастую необходимым направлением деятельности для каждого человека, поскольку именно
хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Модернизация российского образования предусматривает широкое
распространение в общеобразовательной школе занятий по
хореографии в форме
дополнительного обучения. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта и, безусловно, оказывают положительное воздействие на
здоровье детей.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве и сценической
выразительности.
Таким образом, влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело
человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести
уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному
развитию.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Приглашение
к
танцу»
модифицированная, составлена на основе программы дополнительного образования «Ремикс»
(Чумейкина О.В) и способствует созданию условий:
для наиболее полной самореализации личности, ее способностей и возможностей,
самовыражения и самораскрытия;
направленных на развитие ведущих видов деятельности, учитывающих
индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности
учащихся;
ситуации развития, при которой обеспечены все фазы становления личности
(адаптации, индивидуализации, интеграции) на каждом возрастном этапе;
преемственности возрастных периодов развития учащихся
при соблюдении принципа максимального использования
своеобразия каждого отдельного периода и перехода от одной ступени развития к
другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции.
Это способствует личностному развитию учащихся в процессе хореографической
подготовки.
Образовательная программа по хореографии работает в четырёх направлениях:
Классический танец - основа для изучения хореографического искусства. Он воспитывает
навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.
Народный танец - одно из ярких проявлений в хореографии. В его художественных
образах отражена жизнь народов, его мудрость, любовь к родной земле.
Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании детей. Это
связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального,
пластического, спортивно – физического, этического и художественно – эстетического развития и
образования.
Эстрадный танец – в этом направлении можно сочетать эстрадную музыку и движения
классического, народного, бального танца.
Цель программы:
Максимальное приобщение обучающихся к миру хореографического искусства, раскрытие
творческой личности ребёнка посредством изучения различных направлений в хореографии.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные:
-обучить выполнению заданий по инструкции педагога;
-обучить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении упражнений и движений;
-обучить основным навыкам двигательной сферы.
Развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость на различные жанры музыки посредством образноигровых движений;
-развивать элементарные умения пространственных ориентиров;
-развивать активность и самостоятельность в выполнении заданий по инструкции педагога;
-формировать интерес к музыкально-ритмическим движениям;
-развивать интерес к творчеству через изучение музыкально-подвижные игры.
Воспитательные:
-воспитывать общительность, умение входить в контакт со взрослыми и детьми;
-воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу;
-способствовать привлечению родителей к участию в работе творческой группы.
Задачи 2 года обучения:
Образовательные:
-обучить основным приемам физической нагрузки у мальчиков и девочек;
-обучить практическим приемам артистического мастерства и сценической выразительности;
-обучить навыкам выполнения сложных упражнений у танцевального станка;
-обучить технике выполнения движений в народном танце;
-обучить исполнению хореографической композиции (направление - классическая
хореография, сольный танец).
Развивающие:
-развивать навыки работы с литературой;
-продолжать развивать навыки постановочной и концертной деятельности;
-развивать интерес и фантазию в создании образов в хореографических композициях.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к хореографическому искусству;
-воспитывать чувство выдержки, активности и лидерства в коллективе;
-воспитывать чуткое и доброе отношение друг к другу, желание заниматься вместе.
Планируемые результаты
За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и умений:
1 год обучения:
уметь выполнять задания по инструкции педагога;
держать осанку и корпус при выполнении упражнений и движений;
владеть основными навыкам двигательной сферы.
эмоционально отзываться на различные жанры музыки посредством образно-игровых
движений;
иметь навыки элементарных умений пространственных ориентиров;
проявлять активность и самостоятельность в выполнении заданий по инструкции педагога;
проявлять интерес к музыкально-ритмическим движениям;
проявлять интерес к творчеству через изучение музыкально-подвижные игры.
проявлять общительность, умение входить в контакт со взрослыми и детьми;
проявлять ответственность и добросовестное отношение к начатому делу;
привлекать родителей к участию в работе творческой группы.
2 год обучения:
знать основные приёмы физической нагрузки у мальчиков и девочек;
применять практическим приёмы артистического мастерства и сценической
выразительности;
владеть навыками выполнения сложных упражнений у танцевального станка;
владеть техникой выполнения движений в народном танце;
исполнять хореографические композиции (направление - классическая хореография,
сольный танец).
уметь работать с литературой;
иметь навыки постановочной и концертной деятельности;
проявлять интерес и фантазию в создании образов в хореографических композициях.
проявлять любовь к хореографическому искусству;
проявлять чувство выдержки, активности и лидерства в коллективе;
проявлять чуткое и доброе отношение друг к другу, желание заниматься вместе.
Способы и формы проверки результатов
Результативность обучающихся прослеживается через постановочную и концертную
деятельность. На протяжении всего учебного года дети выступают на различных концертах
принимают участие в фестивалях и конкурсах районного, республиканского уровнях, а так же
через:
- контрольные занятия: игры, викторины, тесты;
- уроки самооценок (взаимооценок);
Дети объединяются в группы с учётом возраста, психологических особенностей и их
физических данных. Программа рассчитана на детей от 5 до 18 лет, прошедших обучение по
дополнительной общеразвивающей программе «Разрешите пригласить»
Психологические особенности возрастной группы(5-6 лет):
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до
пределов улицы, города, страны. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь,
активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности.
Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых.
Психологические особенности возрастной группы(7-11 лет):
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период
приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и
действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость,
впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение,
внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики.
Поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к
развитию чувства личности.
Психологические особенности возрастной группы(12-15):
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности,
происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится
интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним
миром и оценкой самого себя. Ведущая потребность - общение со сверстниками.
Психологические особенности этой возрастной группы(16-18):
Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот
возраст «переходным» от детства к взрослости. В этот период детям свойственна повышенная
активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов,
увлечений, он богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период
складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы
эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний,
умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь
детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта,
подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
- Дошкольный возраст (5-6 лет);
- Младший школьный возраст (7-11 лет);
- Подростковый возраст (12-15 лет);
- Юношеский возраст (16-18 лет);
Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки по
личному заявлению родителей (лиц их заменяющих). Отбор по определенным критериям в
хореографии не ведется в целях оптимального выявления способностей ребенка в течение
учебного процесса и появления возможности каждого из детей проявить себя в хореографии.
Основные формы работы с учащимися: очная
по количественному составу:
индивидуальная;
по подгруппам;
групповая;
фронтальная.
Объем программы:
Объем программы: 432 часа(1 год - 216 часов; 2 год - 216 часов)
Срок реализации программы: 2 года.
Режим занятий:
- 2 часа по 40 минут (с переменой 10 мин) 3 раза в неделю (учащиеся 2-4 классов);
- 3 часа по 40 минут (с переменой 10 мин) 2 раза в неделю (учащиеся 5-11 классов);
с целью охраны здоровья детей паузы проводятся в форме релаксации, упражнений на
расслабление мышц.
II. Содержание программы
I год обучения
Учебный план:
№
Название разделов и тем
п/п
1. Организационное занятие
2. Классический танец:
-позиции ног;
-позиции рук;
-упражнения у хореографического станка;
-упражнения на середине класса.
3. Народный танец:
-позиции ног;
-позиции рук;
-упражнения на середине класса;
-движения на середине класса.
4. Партерная гимнастика:
-упражнения на расслабление и
напряжение мышц;
-упражнение для развития подвижности и
эластичности мышц;
-упражнения для развития и улучшения
гибкости.
теория практика
Всего
часов
Форма
контроля
2
2
10
12
Контрольное
занятие
2
10
12
Контрольное
занятие
1
11
12
Контрольное
занятие
2
5. Пластическая гимнастика:
-экзерсис;
6. Музыкально-подвижные игры:
-творческо-ролевые игры.
7. Постановочная и концертная
деятельность:
1
3
4
-
2
2
4
58
62
4
50
54
10
6
16
эстрадных
2
2
30
2
32
Всего:
2
22
2
2
194
4
2
216
самооценка
(взаимооценка)
-выполнение комбинаций;
-постановка этюдов;
-постановка композиций;
-концертная деятельность и ее культура.
8. Репетиционная работа:
-ориентирование на сценической
площадке;
-выполнение комбинаций;
-отработка танцевальных композиций.
9. Индивидуальная работа.
10. История хореографии:
11. Элементы и композиции
танцев
12. Аттестационное занятие.
13. Итоговое занятие:
тестирование
Содержание:
1.Организационное занятие – 2 ч.
Повторение правил техники безопасности;
- правил пожарной безопасности;
- правил поведения в танцевальном классе;
- ПДД.
2.Классический танец – 12 ч.
Тема 1: Позиция ног
Беседа о выворотности ног, о состоянии покоя и равновесия тела. О подтянутом и
собранном корпусе, коленных чашечках и ягодичных мышцах.
Практическая работа:
Выполнение позиций ног: I, II, III, V, VI у танцевального станка и на середине зала.
Тема 2: Позиция рук I, II, III
Беседа о правильной постановке отдельных частей: кисти, пальцев, локтя, плеча.
Практическая работа:
Выполнение позиций рук: I, II, III, подготовительные упражнения для рук – Por de
bras I, III на середине зала.
Тема 3: Упражнения у танцевального станка
Беседа о постановке корпуса, рук, ног и головы у танцевального станка и технике
выполнения упражнений.
Практическая работа:
Выполнение упражнений у станка demi plie по I, II, III, V, VI; grand plié , battement
tendu вперёд, в сторону, назад; battement jete вперёд, в сторону, назад; port de bras по I, II,
III, V, VI, releve по I, II, III, V, VI на полупальцы.
Тема 4: Упражнения на середине зала
Беседа об апломбе – устойчивости и равновесии тела, равномерном распределении
на поверхности, постановки корпуса, рук, ног и головы.
Практическая работа:
Выполнение упражнений: Arabesque I, II; прыжки; вращение;
3.Народный танец – 12 ч.
Тема 1: Позиции ног
Беседа о технике выполнения позиций ног, о подтянутом и собранном корпусе,
коленных чашечках и ягодичных мышцах.
Практическая работа:
Выполнение позиций ног: I, II, III, VI у танцевального станка и на середине зала.
Тема 2: Позиции рук I, II, III,
Беседа о правильной постановке отдельных частей: кисти, пальцев локтя, плеча.
Практическая работа:
Выполнение позиций рук: подготовительная, I, II, III, упражнения для рук на
середине зала.
Тема 3: Упражнения на середине танцевального зала
Беседа об апломбе: устойчивости и равновесии тела, его равномерном
распределении на поверхности, о постановке корпуса, рук, ног и головы.
Практическая работа:
Выполнение упражнений: полуприседания и приседания, на развитие подвижности
стопы, маленькие броски.
Тема 4: Движения на середине танцевального зала
Беседа о подтянутом и собранном корпусе, ягодичных мышцах и технике
выполнения позиции рук и ног.
Практическая работа:
Выполнение танцевальных движений: «гармошка», «припадание», «боковое»,
«веревочка», «моталочка», танцевальные шаги: галоп, полька, на полупальцах, с носка.
4.Партерная гимнастика – 12 ч.
Тема 1: Упражнения на расслабление и напряжение мышц тела
Беседа о сознательном управлении мышцами своего тела, об искажении осанки
(сутулость, боковое искривление позвоночника).
Практическая работа:
Выполнение на ковриках упражнений на расслабление и напряжение мышц тела.
Тема 2: Упражнения для развития подвижности мышц ног и выворотности стопы
Беседа о плоскостопии и функции мышечно-связочного аппарата стоп.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на ковриках для развития подвижности голеностопного
сустава, эластичности мышц голени и стопы, для развития выворотности ног и
танцевального шага.
Тема 3: Упражнения для развития и улучшения гибкости
Беседа о гибкости плечевого, поясного и коленных суставов.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на ковриках для развития и улучшения гибкости плечевого,
поясного и коленных суставов.
5.Пластическая гимнастика – 4 ч.
Тема 1:Экзерсис
Беседа: Назначение классического экзерсиса.
Практическая работа:
Разучивание элементов и движений классического экзерсиса.
6.Музыкально-подвижные игры – 2 ч.
Тема 1: Творческо – ролевые игры
Беседа о приемах имитации, подражания, о перевоплощении и фантазии в образноролевых ситуациях.
Практическая работа:
Выполнение творческо-ролевых игр: «Полет на ракете», «Путешествие в джунгли»,
«На северном полюсе», «Четыре таракана и сверчок», «Веселая зарядка», «Приходи,
сказка».
7.Постановочная работа – 62 ч.
Тема 1: Выполнение танцевальных комбинаций
Беседа о движениях, которые составляются в комбинации, используемых в
хореографии, их предназначении.
Практическая работа:
Выполнение и отработка комбинаций в хореографических композициях в разных
направлениях.
Тема 2: Постановка этюдов
Беседа о назначении танцевальных этюдов, используемых в хореографии, их
предназначение.
Практическая работа:
Выполнение и отработка танцевальных этюдов в хореографических композициях,
выполнение мелкогрупповых и групповых этюдов.
Тема 3: Постановка танцевальных композиций
Беседа о приемах постановки в хореографических композициях: «Выход»,
«Завязка», «Кульминация», «Развязка», «Финал».
Практическая работа:
Постановка хореографической композиции, приемы её постановки.
Тема 4: Концертная деятельность
Беседа о культуре поведения на сценической площадке.
Практическая деятельность:
Участие и выступление творческого объединения в разноплановых мероприятиях.
8.Репетиционная работа – 54 ч.
Тема 1: Ориентирование на сценической площадке
Беседа о танцевальных рисунках, используемых в хореографии, их предназначении.
Практическая работа:
Выполнение танцевальных рисунков на сценической площадке: «Круг», «Линия»,
«Колонна», «Диагональ», «Полукруг».
Тема 2: Выполнение комбинаций
Беседа о движениях, которые составляются в комбинации, используемых в
хореографии, их предназначении.
Практическая работа:
Выполнение и отработка комбинаций в хореографических композициях в разных
направлениях.
Тема 3: Отработка хореографических композиций.
9.Индивидуальная работа – 16 ч.
Тема 1:
Беседа об ответственности сольного выступления, о самостоятельно принимаемом
решении во время выступления, чтобы в непредвиденных ситуациях не потеряться и не
переживать.
Практическая работа:
Подбор музыки и образов, разучивание сольных партий, их отработка.
10.История хореографии – 2 ч.
Беседа Как появилась хореография?, Где появились первые танцы?, В чём отличие
хореографии от танцев?
11.Элементы и композиции эстрадных танцев – 32 ч.
Тема 1:
Беседа о различных направлениях в эстрадной и современной хореографии.
Практическая работа:
Разучивание элементов композиций эстрадной и современной хореографии.
12.Аттестационное занятие – 4 ч.
Оценка освоения образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
13. Итоговое занятие – 2 ч.
Анализ и оценка успешности достижения цели по окончании учебного года.
II год обучения
Учебный план:
№
Название разделов и тем
п/п
1. Организационное занятие
2. Классический танец:
-упражнения у хореографического станка;
-упражнения на середине класса;
-прыжки
теория практика
Всего
часов
Форма
контроля
2
2
14
16
Контрольное
занятие
2
14
16
Контрольное
занятие
2
16
18
Контрольное
занятие
-
4
4
-
2
2
2
50
52
2
42
44
2
10
40
12
42
2
14
2
2
202
4
2
216
2
на середине танцевального
класса;
3. Народный танец:
-упражнения хореографического станка;
-движения на середине класса;
-женский класс.
4. Партерная гимнастика:
-комплекс общеразвивающих
упражнений.
5. Пластическая гимнастика:
-экзерсис;
6. Музыкально-подвижные игры:
-творческо-ролевые игры.
7. Постановочная и концертная
деятельность:
-постановка этюдов;
-постановка композиций;
-концертная деятельность и ее культура.
8. Репетиционная работа:
-работа на сценической площадке;
-выполнение комбинаций;
-отработка танцевальных композиций.
9. Индивидуальная работа.
10. Элементы и композиции эстрадных
танцев
11. Аттестационное занятие.
12. Итоговое занятие:
Всего:
Содержание:
1.Организационное занятие – 2 ч.
Повторение правил техники безопасности;
- правил пожарной безопасности;
- правил поведения в танцевальном классе;
- ПДД.
самооценка
(взаимооценка)
тестирование
2.Классический танец – 16 ч.
Тема 1: Упражнения у хореографического станка
Беседа о постановке корпуса, подтянутости спины, ягодичных мышцах и мышцах
живота, о правильном выворотном положении ног и выразительности рук. О понятии
опорной и работающей ноги, об их натянутости в выполнении упражнений.
Практическая работа:
Выполнение упражнений у станка с усложнением комбинаций demi grand plie,
battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, grand battement jete, releve на
полупальцы, battement frappe, battement fondu, battement geveloppe.
Тема 2: Упражнения на середине танцевального класса
Беседа об апломбе – устойчивости и равновесии на середине класса, о постановке
корпуса, рук, ног, головы, подтянутости мышц живота и ягодичных мышцах.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на середине танцевального класса с усложнением: demi
grand plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, grand battement jete.
Тема 3: Прыжки на середине танцевального класса
Беседа о правильной постановке корпуса, его подтянутости, выворотности ног,
подтянутости мышц живота и ягодичных мышц.
Практическая работа:
Выполнение прыжков на середине танцевального класса: temps live sauté,
changement de pieds, pas echappe, por de bras V, VI.
3.Народный танец – 16 ч.
Тема 1: Упражнения у хореографического станка. Беседа о подтянутости корпуса,
выворотности ног, выразительности рук, о понятии опорной и работающей ноги.
Практическая работа:
Выполнение упражнений у танцевального станка: приседания и полуприседания. На
развитие подвижности стопы, каблучное, маленькие броски, перегибы корпуса у станка.
Тема 2: Движения на середине танцевального класса
Беседа о правильном выполнении позиций ног, выразительности рук, правильной
осанке и об устойчивости и равновесии во время выполнения движений.
Практическая работа:
Выполнение движений на середине зала: переменный шаг, шаг с подбивкой,
каблучный шаг, релеве на полупальцы, подскоки.
Тема 3: Женский класс
Беседа о технике выполнения женских танцевальных движений, о постановке
корпуса, ног, рук и головы.
Практическая работа:
Выполнение и отработка танцевальных женских движений: дробные выстукивания
(ключ, двойная дробь), повороты, вращения.
4.Партерная гимнастика – 18 ч.
Тема 1:
Беседа о растягивании мышц живота, спины, ног, плеч, предплечья, о правильном
положении спины, рук, ног и головы во время выполнения упражнений.
Практическая работа:
упражнения на укрепление мышц; упражнения для улучшения эластичности мышц;
упражнения для улучшения гибкости и подвижности суставов; стрейчинг;
выполнение и отработка комплексных упражнений на ковриках: «змея», «кобра»,
«лодочка», «рыбка», «колечко», «мостик», «собачка», «колесо», «кошечка», «столбик»,
«морская» звезда», «осьминог».
5.Пластическая гимнастика – 4 ч.
Тема 1:Экзерсис
Беседа: Назначение классического экзерсиса.
Практическая работа:
Разучивание элементов и движений классического экзерсиса.
6.Музыкально-подвижные игры – 2 ч.
Тема 1: Творческо-ролевые игры
Беседа о приемах имитации, подражания, о перевоплощении и фантазии в образноролевых ситуациях.
Практическая работа:
Выполнение творческо-ролевых игр: «Поход в зоопарк», «Нитка-иголка», «Цветик семицветик», «Волшебный бубен».
7.Постановочная и концертная деятельность – 52 ч.
Тема 1: Постановка этюдов
Беседа о составлении танцевальных комбинаций в танцевальные этюды в
хореографии, их предназначении.
Практическая работа:
Выполнение и отработка танцевальных этюдов и техника выполнения.
Тема 2: Постановка хореографических композиций
Беседа о составлении хореографической композиции, из танцевальных этюдов,
приемы ее постановки.
Практическая работа
Выполнение и отработка хореографических композиций.
Индивидуальное обучение: работа с солистами.
Тема 3: Концертная деятельность и её культура
Беседа о культуре поведения на сценической площадке и за её пределами.
Практическая работа:
Участие творческого объединения в разноплановых мероприятиях.
8.Репетиционная работа – 44 ч.
Тема 1: Работа на сценической площадке
Беседа о танцевальных рисунках, используемых в разных направлениях хореографии,
их предназначение и выполнение.
Практическая работа:
Выполнение танцевальных рисунков на сценической площадке: «Шахматы»,
«Шторка», «Змейка», «Улитка», «Книжка», «Воротца», «Плетень».
Тема 2: Выполнение танцевальных комбинаций
Тема 3: Отработка танцевальных композиций
9.Индивидуальная работа – 12 ч.
Тема 1:
Беседа об ответственности сольного выступления, о самостоятельно принимаемом
решении во время выступления, чтобы в непредвиденных ситуациях не потеряться и не
переживать.
Практическая работа:
Подбор музыки и образов, разучивание сольных партий, их отработка.
10.Элементы и композиции эстрадных танцев – 42 ч.
Тема 1:
Беседа о различных направлениях в эстрадной и современной хореографии.
Практическая работа:
Разучивание элементов композиций эстрадной и современной хореографии.
11.Аттестационное занятие – 4 ч.
Оценка освоения образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
12. Итоговое занятие – 2 ч.
Анализ и оценка успешности достижения цели по окончании учебного года.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Количество часов в год
Режим работы объединения
художественная
очная
12 -15 человек
5-18 лет
01.09.2022
25.05.2023
36 недель
216
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
Продолжительность занятия
40 минут
Количество занятий в неделю
3 раза по 2 часа; 2 раза по 3 часа
Аттестационные занятия
Ноябрь-декабрь, апрель-май
Работа на каникулах в обычном режиме работы объединения.
Методическое обеспечение Программы
Методическое обеспечение общеразвивающей программы включает в себя следующие
компоненты: педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к
обучению, воспитанию и развитию; методы развития межличностного общения в коллективе;
методы создания художественной среды средствами хореографии; интеграцию в процессе
создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива.
В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и
концертная деятельность, позволяющая учебно-воспитательному процессу быть более
привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей. Содержит необходимые информационные ресурсы для
ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видеомедиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий (как в текстовом, так и
медиа-формате), наглядных инструкций, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы
регулярно пополняется.
DVD и аудиоматериалы с фонограммами;
DVD и видеоматериалы с записями выступлений творческого объединения;
DVD и видеоматериалы с записями выступлений известных хореографических
коллективов.
дидактические материалы: буклеты, наборы открыток с известными
хореографическими коллективами;
методическая копилка: тематические подборки, методические разработки;
альбомы с фотографиями выступлений творческого объединения;
оформление танцевального зала: методические и теоретические инструкции.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала);
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов);
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога);
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) - подробно объяснить правила выполнения тех
или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять
и воспроизвести);
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер танца задача непростая,
поэтому через объяснения, беседы возможно сообщить большое количество материала;
- практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся в
активной работе над исполнительской техникой, которая
позволяет развивать
профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце;
- проблемно-поисковый, т.е. создание и решение проблемной ситуации.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным
методам, т.к. увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время
демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Методы контроля и самоанализа
Методы контроля и самоанализа позволяют оценивать, анализировать и контролировать
как собственную деятельность, так и своих товарищей. Данный метод осуществляется
посредством следующих форм проведения занятий:
- контрольные задания: игры, викторины, тесты;
- участие в выступлениях и конкурсах;
- урок самооценок (взаимооценок);
- урок-рефлексия.
Перечисленные формы работы позволяют строить систему занятий, образующих целостную
технологию обучения. На основе данной технологии планируются, разрабатываются и проводятся
конкретные занятия следующего вида:
- участие в открытых занятиях;
- викторина;
- вопросник по программе;
- конкурс;
- контрольное упражнение;
- концерт;
- презентация;
- ролевая игра;
- собеседование;
- соревнование;
- творческая мастерская;
- тестирование;
- участие в мероприятиях;
- участие в родительских собраниях;
- фантазии и импровизации: сказки, сюрпризы, приключения;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Промежуточная аттестация проходит по полугодиям в форме зачета, контрольного
занятия, аттестационного выступления, итоговая - творческого отчета. Оценивание происходит
по 3-х бальной шкале согласно критериям.
Критерии оценивания результатов обучения участников студии:
№
Критерии
низкий
средний
высокий
Ребёнок исполняет
Чётко исполняет
1. Осмысленное и Неправильно
правильное
исполняет
танцевальные связки и танцевальные связки и
исполнение
танцевальные связки и композиции, изредка
композиции, в
танцевальных
композиции, путает
путает
правильной
движений и
последовательность
последовательность
последовательности,
элементов
движений; исполняет
движений; исполняет
эмоционально,
движения нечётко,
движения с должной
артистично;
скованно.
амплитудой.,
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
Творческий
подход к
выполнению
практических
заданий
Ребёнок владеет менее
чем 1/2
предусмотренных
умений и навыков.
Объём усвоенных
умений и навыков
составляет более 1/2.
Ребёнок овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой.
Интерес к творчеству
и инициативу не
проявляет, выполняет
только простейшие
практические задания.
Выполняет задание на
основе образца;
добросовестно
выполняет поручения.
Выполняет практические
задания с элементами
творчества; легко и
быстро увлекается
творческим делом;
обладает воображением.
4.
Творческая
активность
детей
Не участвует в жизни
коллектива; не
инициативен.
Вносит предложения по
развитию деятельности
коллектива; обладает
оригинальностью и
гибкостью мышления.
5.
Творческие
достижения
детей
Неохотно посещает
генеральные
репетиции; не всегда
участвует в
концертных
выступлениях в
учреждении и т.д.
Испытывает
потребность в
получении новых
знаний, в открытии
для себя новых видов
деятельности.
Принимает активное
участие в концертных
выступлениях на
уровне учреждения,
района.
2.
3.
Имеет достижения в
хореографических
фестивалях, конкурсах на
уровне района,
республики и т.д.
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень.
Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение программы:
Педагог-хореограф;
Костюмер;
Звукорежиссёр;
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы Центром обеспечены необходимые условия:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН;
- наличие специально оборудованного класса(зеркала, станки);
- инвентарь для занятий(коврики для занятий партерной гимнастикой, мячи, скакалки и
т.д.);
- аудио-видео аппаратура(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон);
- мультимедиа;
- сценический реквизит;
- танцевальные костюмы;
- деревянный пол;
- зона для переодевания;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического
оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки);
IV. Список литературы, которая была использована при написании программы:
1. Александрова Н. А., Голубева В. А.Танец модерн. Пособие для начинающих (+ DVDROM) Издательство:Лань,Планетамузыки, 2011.
2. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
3. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003
4. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания
детей. – М., 1987
5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006
6. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007
7. Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб, 2007
10.
Горянинова О., Шевнога С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. – Ростовна-Дону 2005
11. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – танцевальные движения и
комбинации на середине зала. – М., 2004
12. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – упражнения у станка. – М., 2003
13. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – этюды. – М., 2004
14. Захаров Ф. Сочинение танца. – М., 1989
15. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
16. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного
образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.:
АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
17. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца.2007.
18. Подласый И.П. Общая педагогика. Учебник для вузов. М.: 2004.–411 с.
19. Ритмика и танец. – М., 1972
20. Танцы – начальный курс. – М., 2001
21. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
22. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и
предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос".
23. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
24. Школа танцев для юных. – СПб., 2003
25. art25.ru/wp-content/uploads/2018/03/2-Ритмика.pdf
V.Литература для детей и родителей:
1. 365 рассказов об удивительных открытиях.
Книга для детей и родителей.
PDF.Коллектив авторов. 2017 г.
2. Удивительный мир балета. Книга – пазл с CD – диском. 2007.
3. Жар – птица. Балетные сказки и легенды. С. Дубкова 2009.
4. Государственный Красноярский ансамбль танца Сибири. Фотоальбом. 1987.
5. Балет. Комплект открыток. 1978.
6. Музыкальный словарь в рассказах. Л. Михеева. 1986.
7. Школа танцев для детей 3-14 +DVD/ 2009
8. Школа танцев для детей +DVD/ 2011
9. Физкультминутки. С.А. Лёвина. 2011